7 октября, в 15 часов 40 минут, на перекрестке улиц Вагжанова и Мичурина в Кимрах 29-летний водитель на автомобиле «Лада Калина» остановился перед поворотом на улицу Мичурина.
Ехавшая следом за ним 53-летняя женщина-водитель, управляя автомобилем SsangYong Kyron, неправильно выбрала безопасную дистанцию до впередиидущего автомобиля, в результате чего не успела среагировать и совершила столкновение с остановившейся «Ладой Калиной». От удара отечественный автомобиль выбросило в кювет, и в этот момент была задета 12-летняя девочка-пешеход, которая находилась на тротуаре слева по ходу движения транспортных средств.
В результате ДТП подросток с телесными повреждениями на автомобиле скорой медицинской помощи доставлен в приемное отделение Кимрской ЦРБ.
Сотрудники Кимрской автоинспекции напоминают, что выбор безопасной дистанции между автомобилями – это то, что водитель делает за рулем постоянно, но при этом именно с несоблюдением дистанции связана немалая часть ДТП.
Чтобы понять, почему у всех водителей нет единого понимания безопасной дистанции, которую нужно соблюдать, достаточно открыть ПДД. В Правилах есть пункт 9.10, который регламентирует соблюдение дистанции, и он гласит, что «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения». То есть никакого среднего или минимального значения безопасной дистанции в ПДД не указано – выбор оставлен на усмотрение водителей, а они в этом регулярно ошибаются.
Есть в Правилах пункт 9.11, который касается дистанции между автомобилями на дороге, но он адресован водителям грузовиков, автобусов и прочих медленных транспортных средств. Согласно ему, «вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу». То есть этот пункт призван защитить обгоняющего и дать ему возможность безопасно завершить маневр. К тому же в пункте 9.11 сказано, что «это требование не действует <…> при интенсивном движении» и для всех остальных, а интенсивность движения каждый оценивает сам.
Получается, что при движении водитель сам должен определять и поддерживать безопасную дистанцию до впередиидущего автомобиля. Для ее определения есть много разных советов и методик. Одно из негласных правил – «половина скорости». То есть текущую скорость движения нужно разделить на два, и полученное число в метрах и будет безопасной дистанцией. Например, при движении на 100 км/ч это 50 метров, для 40 км/ч – 20 метров и так далее. Так что пусть показатели и кажутся избыточными для современных машин, следовать им вполне можно. Кроме того, это правило действует лишь для сухой ровной дороги – в дождь и тем более зимой дистанцию следует увеличить.
Еще один распространенный вариант – «правило двух секунд». Согласно ему, расстояние до впередиидущего автомобиля должно проходиться за две секунды или более. Например, можно засечь какой-то объект на обочине в момент, когда его проезжает машина впереди, и досчитать до двух – если вы проехали его быстрее, то дистанцию следует увеличить. Правило основано на том, что для реагирования на экстренное торможение или другое изменение дорожной обстановки водителю в среднем требуется секунда и для безопасности это время удваивается.
В случае ДТП «догнавшему» водителю выносится штраф по части 1 статьи 12.15 КоАП. Согласно ей, «нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги <…> влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей». То есть несоблюдение дистанции – это как раз нарушение правил расположения на проезжей части. То же самое касается случая нарушения требований знака 3.16: если водитель не будет соблюдать дистанцию, указанную на знаке, ему грозит штраф в 1500 рублей. Но помните: штраф – не самое страшное по сравнению с невозможностью вовремя остановиться перед автомобилем, препятствием или пешеходами.