Вопросы миграционной политики урегулированы законодательством Российской Федерации. Законом определен порядок въезда на территорию нашей страны и выезда из нее иностранных граждан, установлены основания их пребывания в РФ.
Выявление и пресечение каналов незаконной миграции, фактов использования поддельных документов и миграционных карт, поддержание паспортно-визового режима являются целями и задачами профилактических мероприятий, проводимых правоохранительными органами.
Для выявления нарушений паспортно-визового режима, правил привлечения и использования иностранной рабочей силы, других правонарушений ежегодно на территории Кимрского района сотрудниками правоохранительных органов проводятся оперативно-профилактические мероприятия, в т.ч. «Нелегальный мигрант», в ходе которых выявляются нарушения в сфере миграции уголовно-правового характера и административные правонарушения. Подразделения органов внутренних дел совместно с другими правоохранительными органами и заинтересованными ведомствами проверяют квартиры и частные жилые строения, гостиницы, общежития, предприятия и организации, вокзалы и автостанции, места стоянок автотранспорта, рынки.
Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушения требований в области миграционных отношений:
– по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ — административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы России или без такового;
– по ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, – административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.
Важно понимать, что несет ответственность и приглашающая или принимающая сторона. Для должностного лица и юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства, за нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрен крупный штраф.
Граждане РФ привлекаются к административной ответственности:
– по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства, что влечет наложение административного штрафа в размере 5-7 тыс. рублей;
– по ст. 19.27 КоАП РФ за предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета, что влечет наложение административного штрафа в размере 2-5 тыс. рублей.
К уголовной ответственности по ст. 322.3 УК РФ привлекаются лица за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России, что наказывается штрафом в размере 100-500 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до трех лет.
Организация незаконной миграции является уголовно-наказуемым деянием и иногда может носить характер организованного преступного бизнеса. За организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию страны ст. 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.
Кроме того, на территории г. Кимры действует межведомственная комиссия муниципального образования по противодействию незаконной миграции, которая является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий территориальных подразделений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по реализации государственной миграционной политики на территории муниципального образования.
Основными задачами комиссии являются:
– подготовка предложений МО МВД России «Кимрский» по вопросам контроля за пребыванием на территории муниципального образования иностранных граждан и лиц без гражданства;
– участие в выработке согласованных решений и действий по вопросам проведения проверок в местах предполагаемого размещения и компактного проживания иностранных граждан;
– подготовка предложений соответствующим надзорным органам по выявлению мест массового привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих на территории муниципального образования;
– проведение мероприятий по выявлению незаконно проживающих иностранных граждан и лиц без гражданства в индивидуальных (частных) жилых домах на территории муниципального образования;
– подготовка предложений по организации проведения проверок условий санитарно-гигиенического содержания мест временного проживания мигрантов в специализированном жилищном фонде;
– содействие реализации мер по выявлению на территории муниципального образования иностранных граждан и лиц без гражданства с инфекционными заболеваниями;
– разработка мероприятий, направленных на упреждение негативных последствий миграции;
– организация информирования населения об экономических, социальных, криминальных и иных факторах, связанных с миграционными процессами, оказывающих влияние на социально-политическую обстановку в муниципальном образовании;
– рассмотрение обращений граждан, органов власти и организаций по миграционным вопросам.
Следственный отдел по г. Кимры СУ СК РФ по Тверской области