Не исполнилось и 40…

i-40В этом году летчик-испытатель Владимир Александрович Лотков отметил бы свое 70-летие, но он погиб в феврале 84-го.

В Микрорайоне одна из улиц – проезд имени Лоткова – названа в память о летчике-кимряке, до конца дней своих верном избранному делу.

Владимир Лотков – летчик-испытатель 1-го класса, полковник, родился в 1945 году в городе Кимры. Учился в СШ №13, в 1963-м окончил десятилетку. В этом же году поступил, а в 1967-м окончил Качинское высшее военное авиационное училище (ВВАУЛ). До 1971 служил в строевых частях ВВС. В 1974-м окончил штурманский факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина (Монино), а в 1976-м – Центр подготовки летчиков-испытателей, и уже с июля приступил к летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (3-я авиационная испытательная эскадрилья СЛИ ИА).

Провел ряд испытательных работ на МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-17 и других самолетах-истребителях, а также их модификациях. Всего освоил более 20 типов летательных аппаратов разных классов. В 1980 году Владимир Лотков успешно защитился в МАИ, получил диплом инженера-конструктора.

Вот что о нем вспоминает его руководитель по службе В.Н. Кондауров: «Майор В.Лотков прибыл к нам из военно-воздушной академии с большим желанием занять не последнее место в рядах испытателей. От природы он был одаренным летчиком, но рисковым парнем, которого периодически требовалось сдерживать, как сдерживают разгоряченного коня. Уже на второй день после первого полета на МиГ-29 Лотков самостоятельно стал выполнять на нем программу показательного пилотажа».

Владимир Кондауров взял его в пилотажную пару.

За службу в авиации Владимир Лотков был награжден многочисленными медалями.

КАК ЭТО БЫЛО

Февраль. Владимир Лотков получил команду срочно готовиться к показу МиГ-29 иностранной делегации, для чего вылетел на подмосковный аэродром Кубинка. Из описаний наблюдателями тех событий: «Облачность высокая, пилотировать можно, но дует сильный ветер: относительно полосы, а следовательно, оси пилотажа – почти точно боковой, слева. С земли было хорошо видно, как при выполнении предельного виража на высоте 100 м на форсажном режиме работы двигателей Лотков, пытаясь «вписаться» в створ ВПП, бывшей для него осью пилотажа, энергично увеличил угловое вращение и с торможением скорости вышел за максимальные углы атаки. На отклонение рулей для вывода из виража самолет не прореагировал нужным образом, а наоборот, увеличил крен с опусканием носа».

Вывод комиссии: в ходе выполнения левого виража выход на большие углы атаки повлек за собой обратную реакцию по крену, и самолет под большим углом врезался в землю. Похоронен Владимир Лотков в городе Кимры. В те времена после нескольких крушений остро встал вопрос: почему так много из описываемых летных происшествий – именно на МиГ-29?

Советский и российский летчик-испытатель, герой РФ, заслуженный летчик-испытатель Александр Юрьевич Гарнаев так пишет в своей книге «Первые жертвы новых машин»: «Путь в небо каждого принципиально нового типа летательного аппарата всегда проходит через тернии. И, соответственно, всегда – без исключений – оставляет довольно много кровавых следов. Можно лишь спорить о том, что какой-то тип в относительном измерении менее или более авариен по сравнению с другим. Эти показатели могут зависеть от многих исходных величин: от степени новизны летательного аппарата, от концепции типа и его конструкции, от относительной усложненности по сравнению с предыдущими образцами и пр. Но принцип остается неизменным: за качественное продвижение вперед приходится платить. И всегда – дорого!».

Оставьте комментарий