В Кимрском государственном театре драмы и комедии очередная премьера: на сцене «Тартюф» Мольера.
Комедию по пьесе французского драматурга Жана Батиста Поклена (псевдоним Мольер) в нашем театре поставил приглашенный режиссер – заслуженный артист РФ Павел Сергеев, главный режиссер Великолукского драматического театра. Художник-постановщик Светлана Веселова, она же художник по костюмам. В пьесе заняты кимрские артисты. У нас приглашенные режиссеры уже ставили несколько комедийных спектаклей, Сергеев прибыл впервые.
Спектакль по произведению драматурга-классика заинтриговал зрителя еще до показа: в какой форме поставят «Тартюфа»? Кстати, «тартюф» в переводе с французского – «обманщик».
26 октября перед открытием занавеса директор Кимрского драмтеатра Татьяна Сараева, поздравляя гостей с премьерой, сообщила о том, что «Тартюф» поставлен при поддержке партии «Единая Россия».
И вот на сцене первый акт: Франция середины XVII века, в доме богатого буржуа Оргона (арт. Алексей Азовсков) льются слезы, ведь отец, давший ранее согласие на брак своей дочери Марианы (арт. Виктория Герасимова) с Валером (арт. Андрей Кулаев), ее возлюбленным, вдруг передумал и решил породниться с Тартюфом. Оргона поддерживает мать – госпожа Пернель (арт. Галина Вытоптова). Умная и спокойная жена Эльмира (арт. Надежда Азовскова) молчит: и дочь жалко, и мужа надо слушаться. Среди других членов семьи нет ни одного, кто положительно бы отнесся к замыслу Оргона, все жалеют Мариану, но с отцом семейства открыто не соглашаются только двое – сын Дамис (арт. Михаил Серов) и служанка-правдолюбка Дорина (арт. Елена Снегирёва). Хозяин дома – хороший человек, но, если брать во внимание возраст, слишком доверчив и не замечает, что, игнорируя озабоченность семейства, делает всех несчастными. Он решил, что Тартюф – образец праведности и мудрости: речи его исключительно возвышенны, поучения полезны, набожность вызывает восхищение, его все должны слушаться. Оргон удивляется: почему другие не воспринимают набожного так, как он его? А обманщик-святоша Тартюф (арт. Антон Филатов) – человек с отвратительными пороками, ему присущи лицемерие, жажда наживы, подлость, сладострастие и эгоизм. Ситуацию пытается спасти Дорина, она неоднократно и безбоязненно увещевает Оргона, а других призывает бороться «втихую». Весь первый акт степенно-затяжной и посвящен, по нынешним меркам, семейным разборкам. Артисты вжились в образы своих героев, умело демонстрируя присущие благородной знати поведение и воспитание, восхищая зрителей мастерством перевоплощения.
А вот второй акт совсем другой: сцену почти не покидает Тартюф. За смешными и часто нелепыми ситуациями разворачивается сложный сюжет. Двуличность своего героя артист Антон Филатов преподносит зрителю так, словно знаком с ним, он не играет, а передразнивает, давая понять, что такие люди встречаются сплошь и рядом, Тартюф в течение пьесы довольно искусно прикидывается набожным, обеспечивая себе этим вполне сытую и безбедную жизнь. Он никакого отношения не имеет к Церкви! Дело дойдет до того, что семья Оргона потеряет все, но служанка Дорина умнее, она поможет своим хозяевам познать истинную сущность Тартюфа. А вот удастся ли вернуть назад подаренное плуту состояние, предстоит узнать самому зрителю, ведь в реальной жизни такое случается не часто.
Спектакль смотрится на одном дыхании, тема актуальна три сотни лет, не хочется писать «на все времена», может быть, наступят изменения. А пока проблема обмана, жажда наживы за счет других имеет место в современной жизни, не исчезает и пелена с глаз доверчивых людей, скрывающая от них сердечную боль самых близких. Вспомним возвращение Оргона из поездки. Войдя в дом, он расспрашивает служанку о здоровье гостя, о том, хорошо ли ему здесь. Состояние родственников его не интересует.
Редко выходит на кимрскую сцену Галина Вытоптова, а как прекрасно она играет! Роль матери Оргона с легкостью сумела донести до зрителя. Интересно исполняли свои роли Владимир Бутаков (Клеант, брат Эльмиры), Роман Богомазов (Лоран, слуга Тартюфа), Владимир Калашников (Лояль, судебный пристав). Даже сиюминутные выходы Людмилы Таскиной (Флипота, служанка госпожи Пернель), Дениса Морозова и Владимира Поликарпова (офицеры) запомнились как явление. Елене Снегирёвой, Виктории Герасимовой, Андрею Кулаеву, Алексею Азовскому, Надежде Азовсковой, главное – Антону Филатову так и хочется сказать: «Верю!»
Прекрасно сценическое оформление спектакля. Чуть бы снизить освещение «персидских ковров», а в остальном – нежная цветовая гамма одеяний героев XVII века в сочетании с изящным интерьером – заслуга художника Светланы Веселовой и поддержка «Единой России». Но самое приятное в том, что режиссер спектакля Павел Сергеев пошел по стопам автора пьесы, без собственной трактовки, и сумел, не нагружая зрителя чем-то второстепенным, преподнести действо так, как будто оно происходит в наши дни.
Зрители покидали театр в прекрасном настроении, они отдыхали, порой задумывались и переживали за обманутых, но в целом радовались тому, что найти управу на сильного злодея можно.
На снимке: одна из наиболее красочных сцен из премьерного спектакля.