Неизвестный солдат о себе и других. Часть 2. Из глубины жизни народной. Продолжение
Все хотели знать – кто Ленин, почему рабочие и солдаты Петрограда встретили его с таким торжеством и с такой радостью. И хотели с подробностью разобраться во всем, что сказал и написал в тезисах Ленин. Это не могло не вызвать беспокойства и озлобления людей из помещиков и капиталистов и деревенских кулаков, такие были не только в командном составе, а и среди солдат, в их массе; пошли слухи и разговоры о «странности» приезда Ленина в Россию через Германию. Необходимо было объясниться и по этому, серьезному в понимании солдат вопросу.
Товарищи Малёнков и С. Бланк познакомили меня с биографией Ленина. Малёнков подробно объяснил содержание тезисов от 4 апреля, мы решили, что это и есть настоящая программа партии большевиков. Товарищ Малёнков ответил на вопрос о причинах и условиях проезда Ленина через Германию и доказал правомерность и целесообразность этого действия вообще; кроме того он сообщил дополнительно, что «Союзники» – Антанта, не дали разрешения Ленину на проезд через их территорию и т.д.
Тезисы Ленина мы – солдаты обсуждали много раз самым внимательным образом. Истину, как говорится, взяли себе, но в деталях обнаружили некоторые обстоятельства, потребовавшие новых дополнительных разъяснений.
Принимая тезисы Ленина как программу, действительную программу партии большевиков – программу действий рабочих и крестьян в начавшейся революции, мы должны были объяснить своим товарищам – солдатам, что значит «революционное оборончество» в условиях империалистической, грабительской войны и что такое революционная война, что такое «братанье» и как оно возможно. Последнее, т.е. братанье, вызывало у солдат прямое замешательство, потому, что казалось технически невозможным. Солдаты думали, что братанье будет только тогда осуществимым, когда солдаты противника последуют нашему примеру и сбросят власть своего кайзера и генералов.
Требование республики Советов Рабочих, Батрацких и Крестьянских депутатов было принято и усвоено солдатами, как проявление их собственной воли, но и в этом требовании им казалось первое время не все ясным, спрашивали, почему Ленин не поставил рядом с Советами рабочих депутатов Советы солдатских депутатов, которые уже существуют и действуют повсюду. Упоминание об этих Советах мимоходом солдат не удовлетворяло. Они высказались за обращение к партии большевиков признать Советы солдатских депутатов наряду с прочими Советами. Но вскоре солдаты прочитали, что Ленин признает Советы солдатских депутатов и придает им большое политическое значение, но по составу избирателей-депутатов считает их организациями крестьян, одетых в солдатские шинели, крестьян в положении солдат, а затем вопрос отпал сам собой. И еще вопрос о Советах: кто будет выбирать Советы батрацких депутатов?.. Многие солдаты уверяли, что у них «в деревне» батраки и бедняки-крестьяне одни и те же люди, что бедняки и работают батраками на полях помещиков, а бедняки выбирают депутатов в Советы вместе с однодеревенцами – середняками.
Эсеры настаивали на признании необходимости созыва Учредительного собрания без всякого «давления Советов или Временного правительства», независимого и всевластного, но солдатам понятнее и ближе была власть Советов и требование созыва Учредительного собрания Советами.