Новые штрафы для владельцев маломерных судов

В прошлом году был принят Федеральный закон 217-фз от 27.07.19 о внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях. Были существенно увеличены штрафы и наказания, в том числе связанные с маломерными судами.

Поскольку навигация на реках Тверской области уже началась, то полезно будет напомнить о том, кто и как будет наказываться в случае невыполнения установленных правил.

Например, если раньше лишение прав на управление маломерным судном следовало только за управление судном в нетрезвом виде, то сейчас перечень существенно расширился.

Статья 11.7. Нарушение правил плавания.

Для водителей маломерных судов актуальна вторая часть этой статьи.

  1. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков – влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Очень большой разброс наказаний за нарушения. От пятисот рублей до лишения права управления на полгода. То есть, если вы среди бела дня рассекаете водную гладь с неясно читаемым номером и не создали при этом ни для кого угрозы, то, скорее всего, «для профилактики» инспектор ГИМС выпишет 500 рублей. Но если маломерное судно ночью будет без огней стоять на судовом ходу, подвергая риску себя и мешая проходящим судам, то, вероятнее всего, последует лишение прав. И это в лучшем варианте, если не причинен ущерб и угроза движению не реализовалась в аварию.

Существует распространенное заблуждение, что инспекция ГИМС смотрит только за зарегистрированными судами. Отнюдь, есть четкое примечание к этой статье: под маломерным судном в настоящем Кодексе следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Всё! Никаких «зарегистрированных в установленном законом порядке». Любое судно, подпадающее под эти критерии, не должно нарушать правила. Другое дело, что при отсутствии прав нельзя лишить и права управления.

Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления.

  1. Управление судном, в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации, не прошедшим технического осмотра, либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Что это означает в переводе с казенного на русский? Вроде понятно: ТО надо раз в пять лет проходить, если твоя лодка зарегистрирована, или получаешь штраф. Но вот острый момент: подводный камень первой части этой статьи спрятан во фразе «либо переоборудованным без соответствующего разрешения». Чтобы было понятно: если вы навесили на лодку с бортовыми номерами мотор, подходящий ей по мощности, но, например, взятый у друга, даже если это мотор меньшей мощности, что записан у вас в судовом билете и с ним бы лодку регистрировать не надо, то инспектор ГИМС выпишет вам штраф – теперь в 5000 рублей минимум, в прошлом варианте этот штраф был в 10 раз меньше. Никакие разговоры о здравом смысле не помогут. Мотор должен быть указан в судовом билете!

И гораздо хуже, если на лодку «нерегистрат» навесили, например, для теста, мотор побольше, чтоб оценить, как пойдет с ним лодка. Для подвесных румпельных моторов такие тесты между друзьями нередки. Но если вы попадаете на инспектора, то вы – на плавсредстве, не прошедшем регистрацию. Здравствуй, штраф за управление «судном, незарегистрированным в установленном порядке»! Это третья часть все той же статьи кодекса, и она дает возможность оштрафовать на сумму от 15 до 20 тысяч рублей.

Вторая часть статьи 11.8 посвящена управлению судном без прав. И это стало очень дорого. Что владелец без прав, что посадил на румпель товарища без прав – «награда» одна, от 10 до 15 тысяч рублей штрафа. Это если прав нет в принципе. Если права есть, но в данный момент забыты (на берегу, в машине, дома, на даче и т.п.), то штраф составляет всего 100 рублей или вообще инспектор имеет право обойтись предупреждением (статья 11.8.1), но при этом лодка может быть «задержана» до предоставления документов. То же относится не только к наличию прав, но и к судовому билету, а если, например, комплект нерегистрируемый – то к наличию документов, удостоверяющих право владения.

И еще один момент, который не расшифрован в КоАПе, присутствует только в общей фразе третьей части статьи: управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации)… имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, влечет наложение административного штрафа от 15 до 20 тысяч рублей.

Расшифровки – какие именно неисправности – нет. А штраф достаточно весомый – есть. Поэтому мы посмотрим Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 №502 (ред. от 21.07.2009) «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации», а именно – часть вторую:

  1. Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:

а) наличие сквозных пробоин корпуса судна, независимо от их местонахождения;

б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;

в) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;

г) наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе;

д) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;

е) отсутствие, неисправность или несоответствие отличительных огней установленным требованиям.

Вот такие «неисправности». Просто стоит помнить об этом. И смотреть внимательно на нормы комплектации, проверять наличие конца Александрова и ремкомплекта.

Пожалуй, самая «больная» для ограниченного количества рыбаков-любителей – статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения.

Как ни странно, по сравнению с остальными статьями – относительно небольшой штраф, от 1500 до 2000 рублей, или лишение прав от года до двух. Правда, в этом случае судно может быть задержано (как было и до поправок). И эти же штрафы, кстати, распространяются на лиц, управляющих незарегистрированными судами.

Ну и последняя статья, чаще всего касающаяся водномоторников. Жилеты! Или, правильно сказать, статья 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах.

За отсутствие спасжилета на пассажире или на любом человеке, включая владельца лодки, при нахождении на воде, штраф от 300 до 500 рублей. При этом сам КоАП не говорит напрямую, что жилет должен быть надет и застегнут, он говорит лишь о наказании за нарушение правил безопасности. Конечно, можно спорить с инспектором, что напрямую норма не установлена, но практика показывает, что как раз это – одна из норм, которую не стоит оспаривать ради собственного же спокойствия и безопасности.

На снимке: маломерное судно, не зарегистрированное должным образом.

Оставьте комментарий