О кимрских репрессированных

В преддверии Дня памяти жертв политических репрессий члены литературной группы «Вдохновение» при центральной библиотеке Кимрского района и коллектив ДНТ провели мероприятие в память о репрессированных жителях города и района, расстрелянных и высланных в «места отдаленные».

Вспоминали и депортированных на нашу землю после отбытия сроков «наказания» великих ученых и тех, кто связан с культурой – художников, писателей, философов.

В форме беседы, которая перемежалась исполнением патриотических и молитвенных песнопений, вели мероприятие Ольга Черных (районная ЦБС) и Ольга Орлова (Кимрский колледж). В зале присутствовали жители города и района, ветераны труда, учащиеся школ и колледжей, а также: начальник отдела культуры и молодежной политики М.А. Пучкова, благочинный церквей Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин с настоятелями кимрских церквей, директор Краеведческого музея В.П. Покудин. В мероприятии приняли участие потомки династий репрессированных священнослужителей: Колеровых, Чекаловых, Колтыпиных, Разсудовских, ныне жители Москвы, но поддерживающие связи с Белым Городком, где проживают их родные и близкие. Благодаря стараниям авторов в свет вышли три книги: двухтомник «Чекаловы. Поиск исторических документов о своих корнях» (автор В.П. Попова) и «Сплетение судеб. Поиск исторических документов о своих корнях» (авторы: В.П. Попова, Н.В. Колерова, Е.Б. Колерова). В ДНТ состоялась интересная презентация печатных изданий, сопровождавшаяся фотослайдами. Открывая мероприятие, ведущие сообщили о том, что в годы репрессий были расстреляны сотни жителей Кимрского края, сотни высланы в регионы Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибирь, большинство из них не вернулось на родную землю.

Напомним, в 2000 году в Твери вышла Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области, в которой опубликовано большое число справок, документов на репрессированных в 1930-50 годы, что позволяет жителям области знакомиться с выписками из заведенных тогда дел и судейскими решениями. Посещая краеведческий музей, кимряки знакомятся и с другими печатными изданиями. Неоднократно в залах музея выставлялись стенды, оформленные документами из расшифрованных архивов Мемориального комплекса «Медное». Все, кто неравнодушен к судьбам репрессированных, всегда удивляются приговорам: среди расстрелянных местные сапожники, священники, а также люди, не связанные с общественной жизнью и политикой, но пострадавшие из-за доносов.

Большинство тех потомков, кого затронула беда, случившаяся много лет назад, считают началом жестоких репрессий не 1937 год, а 1917-й. Ведь тогда начались массовые убийства тех, кто не пошел вслед за революционерами, не поддержал раскулачивание и разорение артельных людей, успешных крестьян и защитников Отечества, прошедших тяжелые военные лихолетья. Кстати, до сих пор непонятно, как могла до 1937 года быть в действии статья «раскулачивание», по которой людей арестовывали, ссылали и расстреливали? Ведь в то время уже 20 лет существовало государство «с равноправными» жителями страны. А сколько советских граждан за несогласие в вопросах культуры, политики заставили покинуть СССР, мы все еще мало знаем. В конце советских времен большинство репрессированных реабилитировано, но эта боль все еще передается в семьях последующим поколениям. По имеющимся в МВД СССР данным, в период с 1921 до начала 1954 года за контрреволюционные преступления было осуждено Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами 3 777 380 человек. В том числе к высшей мере наказания приговорены 642 980 человек, к содержанию в тюрьмах и лагерях – 2 369 220, в ссылку и высылку отправлено 765 180 человек. Есть люди, утверждающие, что пострадавших много больше. Можно ли в наше время объективно разобраться в этом остром и болезненном вопросе? Надеемся, время ответит.

На памятном мероприятии, проходившем в ДНТ, выступил протоиерей Евгений Морковин, он рассказал трогательную историю о том, как и когда узнал, что его прадед, представленный к лику святых, священник Морковин был репрессирован в 1937 году и расстрелян. Познать беду в зрелом возрасте – это тоже определенное испытание, настоятель Преображенского собора прав, тогда даже родственники старались замалчивать трагедийные события минувших лет. Но, выступая перед собравшимися, о. Евгений высказал мудрость священнослужителя: «Каждый человек от рождения немощный, с неокрепшей душой, он способен идти следом, даже не понимая сути. В отличие от убийц, воров и грабителей, тогда расстреливали и разлучали с семьями, думая, что действуют во благо всего народа. Нашим и последующим поколениям предстоит преодолеть те испытания и научиться прощать. Ведь перед Богом пострадали и те заблудшие, кто выносил меру наказания».

На снимке: выступает благочинный церквей Кимрского округа  прот. Е.Ю. МОРКОВИН.

Оставьте комментарий