О погоде и доверии

Текущий год принято считать Годом учителя. Об этом заявил Президент России. Выступая в прошлом году с ежегодным посланием Федеральному Собранию, Дмитрий Медведев так и сказал: «Поддерживаю предложения образовательного сообщества об объявлении 2010 года Годом учителя». Он отметил, что государство сделает все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе, но при этом педагоги должны внимательно относиться к своим ученикам. С тех пор прошёл год.

УЧИТЕЛЯ 90-x

В редакции нашей газеты работают трое одноклассников – выпускников 1984 года школы №11. Сложно сказать, насколько изменились отношения в российской системе образования за четверть века, но они точно изменились с тех пор как в один из июньских дней стайка нарядных девчонок и мальчишек покинули стены старенькой школы на ул. Московской. Мы спешили с головой окунуться во взрослую жизнь, а любимые учителя провожали нас тёплыми и мудрыми словами напутствия. Тогда мы слушали в пол-уха, и лишь теперь понимаем, что очень важно было именно услышать. Услышать и осмыслить сказанное…

Понимание пришло через 26 лет, когда, встречая своих учителей, мы говорим с ними о семьях, детях, политике и системе образования. Согласитесь, возраст 40 и 80 гораздо ближе друг другу, чем 17 и 50. Теперь у нас значительно больше общего – не то что в 1984 году… Нашей классной тогда была Татьяна Ивановна Елисеева – добрая, мягкая, скромная женщина. Мы совсем её не боялись, она учила нас географии. В те годы нам внушали, что зубрить плохо – нужно понимать смысл ответа, и тогда знания сами уложатся в твоей голове.

Мой учитель физики (правда, уже в институте) говорил так: «Я знаю всего лишь три формулы, но это три основные формулы, которые позволяют мне вывести все остальные путём доказательств и анализа. Наша голова не мусорный ящик, мы не должны туда всё без разбору сваливать, поэтому главной задачей учителя является научить вас работать с литературой. Вы должны точно знать место полки, на которой лежит книга, в которой есть страница с ответом на вопрос!»

В то время образ учителя максимально соответствовал учителю истории Мельникову из «Доживём до понедельника». Илья Семенович Мельников (в исполнении Вячеслава Тихонова) очень тонкий человек, истинный интеллигент, который готов учиться у учеников. Строгий и требовательный, он порой сомневался в своей правоте, но непременно находил выход, который помогал примерить людей разных поколений. Любовь и уважение – вот основа старой школы, её постулат в отношениях педагога и ученика.

ГОД  2010-й

Мы вновь вступили в эпоху перемен. Время, когда путем реформирования системы образования мы пытаемся изменить тот жуткий провал, который произошёл в дикие 90-е. Тогда в одночасье страна вновь развернулась, как когда-то в 17 году. Теперь уже всем очевидно – настолько резко менять курс на противоположный вряд ли было нужно. Что мы имеем сейчас? Количество администрации от образования за последние годы выросло в разы – об этом говорят сами педагоги и федеральные СМИ. Неплохая задумка ЕГЭ, но во многих школах она превратилась «в накачку» на тесты. Ученики 11-х классов настолько заняты банальной зубрёжкой, что неспособны больше ничем заниматься. 

В прошлом году редакция газеты «Кимры Сегодня» организовала курсы юных корреспондентов. Ребята просто физически не смогли их посещать, потому что главной целью жизни для них стал ЕГЭ. При этом и взрослые, и дети сошлись во мнении, что профессия журналиста востребована. Быть честным, видеть проблемы и пытаться их решить – это правильно. Ребята прекрасно понимают, что их ждёт трудная учёба в университете и, чтобы не вылететь на первом курсе, нужно иметь знания. Вот только времени на дополнительные занятие у них просто нет…

Интересно было наблюдать дискуссию на сайте газеты kimrypress.ru после публикации статьи «Обыкновенная провокация», в которой изложено мнение кимрских ребят о сериале «Школа». Видимо, в духе реформы телевидение рисует новый образ учителя, где любой просчёт становится достоянием общественности, а достижения педагога остаются за кадром. Какое может быть отношение к человеку в одежде с китайского рынка, сотовым телефоном устаревшей модели и вечной мыслью о том, как дотянуть до получки? Ответ очевиден. Но разве это настоящая картина?

Уверен, что нет! Не знаю, как там у них в столицах, а в провинции учителя стараются сохранить лучшие традиции советского образования. Они готовы менять устаревшие формы преподавания на современные и подходят к этому творчески, не забывая при этом, что главное в нашей школе – тёплые отношения между взрослыми и детьми. Доверие – вот ключевое слово. Мы любим своих учителей и верим им. А вот телевидению верим всё меньше.

Может, это и называется кризис жанра?

САМЫЙ ТОЧНЫЙ СИНОПТИК

Аномальная летняя жара подкралась, как у нас принято говорить, внезапно. Прогнозы погоды в июле-августе 2010 года напоминали сводки с передовой. Чего уж там, более-менее точный прогноз не удалось сделать никому. Самые именитые метеоагентства ошибались с подозрительной регулярностью, поэтому и сейчас россияне всерьёз не воспринимают долгосрочный прогноз на текущую зиму. Ну-ну, слышали, мол, будут жуткие морозы… так ведь предсказывали уже, и не раз. Каждую зиму пугают! Так почему при всей бессмысленности гадания на кофейной гуще мы регулярно, встречая друзей и знакомых, заводим речь о погоде?

Так случилось, что недавно в разговоре с нашей бывшей учительницей географии Татьяной Ивановной Елисеевой мы говорили о холодной зиме. В ходе беседы выяснилось, что даже на пенсии Татьяна Ивановна внимательно изучает изменения климата и очень чётко может объяснить происходящее. Ей слово.

Учитель географии Т.И. Елисеева:

– В последние годы много сообщений в прессе об изменении климата на Земле. Традиционные исследования показали, что с конца ХIХ века среднегодовая температура выросла на 0,7 С. Темпы нагрева увеличились именно в последние десятилетия. Одна из причин тому – в атмосфере больше стало парниковых газов, особенно углекислоты.

В потеплении на Земле во многом виноват человек. Промышленные выбросы, продукты сгорания топлива увеличивают содержание парниковых газов в атмосфере. Содержание СО2 выросло на 30%. Много тепла выделяют действующие вулканы. В этом году таким фактором стало мощное извержение вулкана на острове Исландия, и вулканы Камчатки тоже подогревают атмосферу. Океанические течения Куросио и особенно Гольфстрим оказывают влияние на потепление климата в Европе. А ещё солнечная активность (радиация) и наклон земной оси.

Быстрое потепление несёт нам ураганы, ливневые дожди, сели, наводнения, циклоны. Таким образом, в связи с изменением атмосферной циркуляции трудно дать предварительный прогноз погоды на ближайший месяц, а тем более на целый сезон. Никто не мог предсказать аномальную летнюю жару в России. Всё лето на территории нашей страны господствовал антициклон – область повышенного давления воздуха, характеризующаяся ясной, сухой, жаркой погодой. В то же время Западная Европа страдала от наводнений…

По наблюдениям учёных, в последние годы над территорией Российской Федерации в связи с изменением атмосферной циркуляции произошли изменения и направления ветров, т. е. вместо северно-западных стали господствовать северные ветры. Поэтому в летнее время при антициклоне на территории России господствует сухая, жаркая погода. А зимой антициклон способствует установлению сухой, но холодной погоды.

Трудно предсказать, какова будет зима 2010-2011 года. В связи с катаклизмами на нашей планете погода зимы может быть с резкими перепадами температур – от оттепелей до морозов.

Вот так.

Закончить хочу цитатой Иоганна Вольфганга Гёте: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Нам повезло, у нас были настоящие учителя – такие как Татьяна Ивановна Елисеева. И хочется верить, что в нашей стране даже после Года учителя эта профессия останется востребованной и уважаемой.

Дмитрий СТУПИН

Оставьте комментарий