20 сентября в городской Художественной галерее открылась выставка графических работ «Своими словами».
О том, что окружает нас, а также размышлениями о графике в своих работах делятся три автора: Сергей Бессараб, Ксения Ланцова (Бессараб) и Ксения Янькова. Трио художников-графиков не впервые демонстрирует свое творчество в нашем городе. Кимряки знакомы с молодыми московскими мастерами по предыдущим выставкам. А вот с Сергеем Бессарабом мы не «просто знакомы», а хорошо знаем, ведь он жил и работал в Кимрах более 10 лет. Что интересно, все авторы по профессии – архитекторы, окончили МАРХИ. Институт не только дал им профессиональное образование, в его стенах они обучались рисованию, живописи, графике.
ДВЕ КСЕНИИ В КИМРАХ
Ксения Ланцова – художник-график, дизайнер, архитектор, окончила кафедру дизайна архитектурной среды. Она основатель творческой мастерской АРХЛАМ. Ксения Янькова – художник, дизайнер, архитектор, вместе с подругой обучалась в МАРХИ. Девушки – выпускницы 2005 года. Сегодня Янькова – доцент кафедры «Дизайнер среды» института бизнеса и дизайна (Москва), руководитель мастерской АРХЛАМ, член творческого Союза художников России, отделение «Дизайн».
Проектированием среды обе Ксении занимаются уже более 10 лет. Считают, что это для них не работа, а образ жизни. Проектируют, учитывая прошлое и думая о будущем.
В Кимрах представленные ими графические работы, выделяются смелостью. Несмотря на то, что классическая графика выполняется пером и черной тушью на белой бумаге, во многих творениях художниц заметно больше черноты. Но в том и мастерство графика, когда чернота, не обнуляя сюжет, работает на равных даже с мелкими искрами света. Критики утверждают: это – осовремененный молодежью стиль, ведь не только яркие минуты жизни призывают мастера браться за творческий инструмент, но и сгустки чего-то темного, пусть даже специально придуманного автором. На многих натюрмортах, выполненных художницами, главными являются не часто применяемые натуры: розы, ландыши, тюльпаны, а травы, которые народ называет сорняками. А ведь они, оказывается, тоже умеют завораживать! Расторопша, пижма отдельно и с папоротником понравились зрителям, как и удивительные, разнообразные пейзажи!
СЕРГЕЙ БЕССАРАБ
Сергей Викторович Бессараб ценен многим, кто пришел в этот день на встречу, не только за свое творчество, но и за дружеские отношения. В его работах много нового.
Дорога в Кимры для Бессараба была тернистой, сегодня ее трактуют по-разному. Сергей Викторович родился на Дальнем Востоке. Когда ему было 9 лет, семья военного переехала в Севастополь, где он окончил школу. Затем молодого человека призвали в армию. Отслужив срочную, вернулся домой, устроился на работу. Через полтора года отправился с другом в Москву поступать в институт, в какой – решения у молодых еще не было. Приглянулся МАРХИ. Зашли, долго рассматривали студенческие выставки. Особое внимание Сергей Бессараб обратил на тонкости рисунка, заинтересовала его и графика. Он с детства рисовал, но в художественной школе не обучался. Экзамены были сданы успешно. Бессараб с интересом посещал лекции. По окончании учебы, не дожидаясь обязательной в те времена стадии распределения, молодой архитектор уехал в Кимры. Как получилось? На одной из встреч в Москве он познакомился с директором Кимрского отделения ВНИПИморнефтегаз Коваленко, который предложил работу по специальности. В Кимрах всесоюзный институт должен был начать большое строительство с привлечением иностранного подрядчика. Первые дни на новом месте дались нелегко молодому специалисту, ведь он нарушил закон, вольно устроился на работу. Не сразу, но с этим все обошлось, однако наступили перестроечные годы, а с ними митинги, забастовки против строительства. Когда отделение всесоюзного института прекратило существование, у Сергея Бессараба уже был свой кооператив «Пирамида». Он проектировал дома, общественные здания, занимался интерьером. Во многих делах сотрудничал с частной строительной организацией, которой руководил Г.П. Горбунов. Среди его проектов: «Железный дровосек», «Театр при свечах», часовня в честь кимрских святых – священномученика Феодора Колерова и мучеников Анания и Михаила перед храмом Вознесения Господня, разработанный по просьбе предпринимателя Марата Юмагулова. С.Бессараб проектировал также малые формы архитектуры, занимался дизайном частных жилых домов и интерьеров.
Кимры нравились своей простотой: российская глубинка приглашала запечатлевать непознанную красоту. С.Бессараб рисовал с натуры, по памяти, придумывал сюжеты. Работал быстро, чтобы не вылетело из души то, что влетело. Тянули к себе волжские берега и сама Волга, но не отпускало и Черное море. Его творческая стезя – графика: тушь, акварель, гуашь, пастель. Сергей Викторович считает, что нежная акварель, богатая на краски, с легкостью передает все человеческие ощущения.
Живя в Кимрах, он познакомился с местными художниками, среди которых многие стали добрыми друзьями. Не терял дружеских отношений и тогда, когда работал архитектором в Москве, почти все свободное время проводил на кимрской земле. Запечатлевал волжские и городские пейзажи, устраивал персональные выставки не только в Кимрах, но и в Подмосковье, принимал участие в областных и российских коллективных выставках. По мнению почитателей его творчества, все работы восхищают своей легкостью и профессионализмом.
С 2017 года Сергей Викторович живет в Севастополе. Приобрел квартиру на берегу моря, занимается проектами в области архитектуры, ведет педагогическую деятельность: готовит ребят к поступлению в учебные заведения по специализации «архитектор». И не забывает Кимры, чему очень радуются местные жители.
Сегодняшний Бессараб предсказуем, ведь он – житель Черноморья! Вокруг скалы, бирюзовая вода, яркое солнце и разноцветная галька. В выставочном зале Художественной галереи много представлено работ на тонированной бумаге, выполненных в технике акварели и пастели. Две жизни, которые выпали на долю архитектора и графика, подаренные судьбой, он облагораживает творчеством и передачей навыков молодому поколению. В Кимрах, участвуя в выставке «Своими словами», С.Бессараб провел мастер-класс для начинающих художников. Сергей Викторович не заставлял ребят работать, а показывал, как легко можно творить пером, самодельной дубовой палочкой, если есть желание созидать!
На снимке: Сергей Бессараб ведет мастер-класс для начинающих художников.