От Михаила Тверского до Александра Невского

Празднование 700-летия подвига святого благоверного князя Михаила Тверского началось в России в конце прошлого года.

Православные служили в храмах Божественную литургию, в школах изучали исторические записи о жизни великого князя Руси. В Кимрском краеведческом музее открыта выставка, посвященная святым Михаилу Тверскому и его супруге Анне Кашинской, которую на время предоставил Тверской музей.

Сведущие читатели могут сказать, что в заголовке ошибка, надо писать «От Александра Невского до Михаила Тверского». Однако все по-порядку.

В рамках празднования дня памяти и работы выставки по приглашению директора Кимрского краеведческого музея В.П. Покудина в город приезжает руководитель тверского музея «Живая история Верхневолжья» («ЖИВ») А.С. Бандурист, который проводит интересные познавательные беседы и интерактивные занятия с учениками кимрских школ. О том, что молодежи это интересно, можно судить по тому, с каким восторгом, поучаствовав в мероприятии, учащиеся покидают музей.

С МЕСТА ВСТРЕЧИ

Каждая встреча длится час. 12 апреля в зале музея побывало несколько групп учащихся гимназии №2 (коллектив бывшей СШ №3) и средней школы №4. Артем Сергеевич, начав уроки живой истории, обратился к слушателям со словами: «Отроки и отроковицы», чем сразу их заинтересовал. Мало кто из присутствовавших в зале юношей, знал, что в прежние века детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. На встрече, посвященной князю Михаилу Тверскому, Артем Бандурист подробно рассказал о воспитании детей знати. Среди русских князей в древности существовал обряд посажения сына на коня. Этот обряд был особой гордостью. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Примерно в этом же возрасте мальчику вручали его первый меч. В 12 лет юноша получал второй меч, потому как в совершенстве владел военным делом, боевыми приемами владения мечами и стал воином, защитником своего города. Эту науку прошел Михаил Тверской, потомок князя Ярослава. Русь в ту пору была под гнетом Орды, и воспитание княжеских детей было настроено на любовь к Отчизне и умение встать на ее защиту. К 1263 году в Северо-Восточной Руси существовало 13 княжеств: Великое Владимирское, Галицко-Дмитровское, Городецкое, Костромское, Московское, Переяславское, Ростовское, Стародубское, Суздальское, Тверское, Углицкое, Юрьевское и Ярославское. Ярлык на владимирское великое княжение получал в Орде один из князей этих княжеств, если он был потомком Ярослава Всеволодовича – первого великого князя владимирского, чьи права были признаны Ордой. После смерти сыновей Александра Невского, будучи его племянником, Михаил Ярославич получил великое княжение по праву старшинства, но нашлись еще родственники. В результате возникла борьба двух все более усиливающихся княжеств – Тверского и Московского.

Рассказывая ученикам кимрских школ об эпохе князя Михаила, Артем Сергеевич демонстрировал панцири, разного вида кольчуги, копья, мечи, щиты, шлемы, большинство из которых выполнено им и его соратниками по клубу исторической реконструкции и фехтования «Тверские стрельцы». Все можно было трогать, надевать и фотографироваться. Ребятам понравилось мерить шлемы, чувствовать вес щитов, фотографироваться с русскими и ордынскими мечами. Они узнали, что меч – для богатых русичей и ордынских захватчиков, так как металл очень дорогой. А топорик – распространенное орудие, которое, когда вражина подлый наступает, превращается из рабочего инструмента в боевое. Реконструктор научил видеть отличительные особенности шлемов. Беря в руки что-то из амуниции, ребята, на их сленге, впадали в ступор, когда держали более легкую поддоспешную кольчугу, вес которой десятки килограммов. Как ее носили 12-летние юнцы, ведь на них еще была кольчуга, на голове огромные шлемы, а в руках тяжелое копье невообразимой длины? Об этом задумывались не только ученики школ, но и сопровождавшие их учителя, которые, кстати, тоже примерили на себя многие доспехи. Ответ был налицо: развиваться, приучать себя к физическому труду.

Узнавать об истории государства, в котором живешь, не только по книгам, историческим фильмам и выставкам, но и проникать в ее глубь, очень важное мероприятие. Видя большой интерес учащихся школ к былым временам, устроители решили продолжить знакомство ребят с ранней военной историей Твери, теперь уже, вернувшись во времена Александра Невского. А Тверской музей «ЖИВ» готов провести выездной экскурс по четырем эпохам, хотя экспозиций воинской славы Верхневолжья  шесть. Ребята надеются на продолжение.

На снимке: ребятам понравилось мерить шлемы, чувствовать вес щитов, фотографироваться с русскими и ордынскими мечами.

Оставьте комментарий