Рассказывая историю дома №17а, что стоит на улице Кирова (ранее Конной), мы несколько обошли стороной персону его владельца – Василия Онуфриевича Потапенко, который являлся одним из основателей механизированного производства кимрской обуви.
Василий Онуфриевич ПотапенкоВасилий Онуфриевич был личностью увлекающейся. Как свидетельствует летописец истории села Кимры Алексей Степанович Столяров, отец дал Потапенко неплохое образование. Василий окончил курс в московском коммерческом училище, стал главным управляющим отцовского завода. Первое время, по заведенному правилу, ежедневно верхом в сопровождении охотничьих собак являлся в контору к отцу для доклада. Но постепенно, так как отец часто бывал в разъездах, доклады эти прекратились.
Страстью Василия была охота, чему немало способствовали окрестности села – озера, реки, леса, изобилующие дичью и птицей. Занимался он также, близ завода, ловлей рыбы, и дело это поставил на широкую ногу. По дошедшим до нас сведениям, один невод был шириной во всю Волгу. Покупателями рыбы были преимущественно содержатели гостиниц, трактиров, частные торговцы.
Увлекся управляющий, и достаточно серьезно, созданием при заводе пожарной дружины. Был приобретен пожарный инвентарь, лошади для выезда на пожары как в Кимры, так и в соседние деревни.
Помимо работы на отцовском заводе, Василий вел широкую коммерческую деятельность, содержал обжигательную яму извести. Не чужды ему были и общественные интересы. В январе 1906 года в помещении Кимрского волостного правления состоялось учредительное собрание кимрского отделения умеренно-прогрессивной партии. Председателем был избран Василий Онуфриевич.
Потапенко – одно из интереснейших кимрских семейств, представители которого оставили яркий след в кимрской истории.
Автор серии очерков Г.И. Крюкова, в то время сотрудник Кимрского краеведческого музея, пишет в статье, опубликованной в марте 2008 года в нашей газете: «К сожалению, до недавнего времени практически не было данных о дальнейшей судьбе членов этой семьи. Но неожиданно в музей пришло письмо из Канады. Автором его оказался внук Василия Онуфриевича Потапенко – Феликс Витольдович Каминский. Завязалась переписка». Мы не знаем детали этой переписки, увы, Галины Ивановны уже нет в живых. Однако известно, что была предложена помощь в восстановлении фамильного особняка семьи Потапенко на ул. Урицкого (бывший ресторан «Лада»).
С приходом в нашу жизнь Интернета мы можем многое узнать о прошлом. Например, Википедия сообщает, что родившийся в Кимрах в 1884 году сын купца-кожевенника Василия Онуфриевича Потапенко и Любови Меснянкиной стал известным американским физиком.
Геннадий Васильевич ПотапенкоГеннадий Васильевич Потапенко окончил 8-классную классическую гимназию в Москве, поступил в МГУ. В студенческие годы проявил склонность к научной работе; окончил университет в 1914 году с серебряной медалью и был оставлен на факультете для подготовки к профессорской деятельности. Блестящая карьера ученого: премия по физике Российского научного общества за 1928 год, а через год рокфеллеровская стипендия, позволявшая в течение года стажироваться в зарубежных лабораториях.
В СССР Потапенко не вернулся не по политическим соображениям, у него банально не нашлось достаточной суммы на обратный билет. Он и его родственники обращались в МГУ и другие организации в СССР, но ответа так и не получили.
После трех месяцев ожидания Геннадий Потапенко принял приглашение остаться в Калифорнийском технологическом институте на постоянную научную и профессорскую работу. Г.В. Потапенко в некоторых публикациях упоминается как радиоастроном, но сфера его научных интересов была очень широкой. Для ученого было характерно исследование сразу нескольких проблем, часто в разных областях, но так или иначе связанных с использованием радиоизлучения УКВ. Практически все работы Потапенко нашли практическое применение еще при жизни ученого. Его можно считать создателем современных радаров.
Скончался и похоронен уроженец села Кимры Корчевского уезда Тверской губернии в 1979 году в городе Глендэйл, штат Калифорния, округ Лос-Анджелес.
На снимке: Василий Онуфриевич Потапенко поставил рыбную ловлю на широкую ногу, один невод у него был шириной во всю Волгу.