Отмечали юбилей, вспоминали Валентина Хруща

Как долго нет на свете Вали…

Ушел однажды, не простился.

И я с покинутых развалин

Сорвалась перелетной птицей.

Я время отодвину, как гардину:

Чай наливает гостю Хрущик.

Кувшин из глины на картине,

И по нему крадется лучик.

Виктория Хайцина

В городской Художественной галерее открылась выставка известного художника, мастера современной живописи В.Д. Хруща. В следующем году исполнится 15 лет с того дня, когда Валентин Дмитриевич Хрущ покинул мир земной. В этом году кимрская творческая интеллигенция отмечает 20-летие создания «Клуба любителей монгольской оперы», инициированного Валентином Хрущем.

О ХУДОЖНИКЕ В ОДЕССЕ И КИМРАХ

Хрущик, так ласково его называла творческая братия и поддерживала местная богема, переехал в Кимры уже сформировавшимся, известным в кругах авангардистов художником. Кимряки с удивлением восприняли очередного иногороднего мастера, сильно отличавшегося от местных художников творческими манерами создания картин. Интерес к нему и его работам был большой.

Валентин Дмитриевич Хрущ – один из самых неподражаемых и утонченных художников, родился в военном 1943 году в Одессе, на Пересыпи, весь свой одесский период прожил в старом доме на Пантелеймоновской. Как художник Хрущ запомнился почитателям авангарда яркой бунтарской трехчасовой выставкой на заборе одесского Оперного театра, организованной совместно со Станиславом Сычёвым в 1967 году, было ему всего 24 года. Как считают украинцы, тогда-то и возникла одесская школа живописи и одесский нонконформизм. Стало престижным иметь у себя дома хотя бы одну картину одесских бунтарей. В число покупателей работ Хруща вошли уже не только украинские коллекционеры, но и почитатели авангардизма из Советского Союза и Европы. В 1979-м Валентин Хрущ участвовал в неофициальной выставке «Современное искусство из Украины» (Мюнхен – Лондон – Париж – Нью-Йорк). Имя его внесли в иностранные каталоги. Но наступили для СССР тревожные времена распада. Супруга Вика (в девичестве Хайцина) уехала с сыном Димой в Израиль, а Валентин в 1982-м переехал в Москву. Работал оформителем, организовывал квартирники, участвовал в московских выставках, но получить прописку в Москве не удалось. Из 23 прожитых в России лет вторая половина пришлась на Кимры.

Свои живописные и графические работы Валентин Хрущ впервые на всеобщее обозрение представил на выставке, организованной в Кимрском драмтеатре. Выполнены они были в самых разных жанрах: любимая абстракция, пейзаж, натюрморт, ню. Он свободно владел маслом, акварелью, гуашью, применял их во всех стилях живописи и графики. Писал портреты. Не последнее место отводил женским фигурам в стиле ню. Некоторые работы достигали совершенства за несколько минут творчества. Хрущ работал много и самоотверженно, не думая о себе, своем здоровье. Кимряки через общение с ним досконально познали одесский юмор. Период жизни за 101-м километром на его картинах узнается по тонкой иронии. Возможно, так он облегчал свое бытие, ведь «во времена выживания» картины не продавались, работу художника или оформителя было не найти, а жить-то надо. Моральную поддержку оказывало общение с единомышленниками и соратниками по творчеству, встречи с добрыми и отзывчивыми людьми. Но все это пришло не сразу.

КЛУБ И ДРУЗЬЯ

Кимрский дом Хруща был гостеприимным. Освоившись, Валентин Дмитриевич проводил у себя квартирники с выставкой своих произведений. Вскоре состоялось его знакомство с супругами Владимиром и Викторией Романовыми, глава семьи коллекционировал работы местных художников. Романовы предоставили для неформальных встреч творческой интеллигенции место в складском помещении своего магазина, где каждую пятницу собирались поэты, журналисты, художники, музыканты, ценители живописи…

Свое название Клуб любителей монгольской оперы получил с легкой руки известного акварелиста и графика Сергея Бессараба: когда однажды старенький магнитофон зажевал кассету и стал воспроизводить странную мелодию, Бессараб назвал ее «монгольской оперой». Так и повелось: «ходить» по пятницам «в оперу».

Валентин Хрущ был членом этого клуба всего несколько лет, но запомнился навсегда не только как элегантный невысокого роста мужчина в черной шляпе, но и как человек, к мнению которого прислушивались. Художники приносили на встречи свои работы, выставляли их перед соратниками, поэты читали стихи, писатели знакомили с прозой, музыканты радовали исполнительским мастерством. Валентин Хрущ также приходил в клуб со своими работами, постоянно устраивал лотерею или шуточный аукцион. Разыгрывание картин прижилось. Благодаря этому множество произведений знаменитого художника теперь находится в коллекциях местных почитателей его творчества.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ МОНГОЛЬСКОЙ ОПЕРЫ

На открытии выставки Хруща в городской Художественной галерее выступила организатор Клуба Виктория Романова. Она рассказала о знакомстве с Валентином Дмитриевичем, о том, как создавался клуб, как проходили встречи, представила его членов, многие из них пришли на открытие выставки и празднование 20-летия клуба. Виктория Константиновна выразила сожаление, что в последние годы наступило затишье в «клубных посиделках», но она уверена, что юбилейная дата даст толчок к возрождению «монгольских» встреч. Зал поддержал ее бурными аплодисментами.

Своими воспоминаниями о встречах в Монгольской опере, о художнике Валентине Хруще делились: Александр Сазонов, Ирина Алексеева, Александр Самойлов, Елизавета Каширская.

Наблюдательные гости галереи отмечали, что большинство картин Валентина Хруща предоставлены семьей Романовых, коллекционером Александром Сазоновым и журналистом Ириной Алексеевой. В какой бы технике работы не были выполнены, все красочны, легки, чисты и жизненны, многие предлагают зрителю разгадать авторский замысел. Не всегда Валентин Дмитриевич создавал картины на холсте, сохранились шедевры, написанные на оргалите, бумаге, картоне, фанере, доске, ткани, но все они уникальны и имеют большую ценность.

Приятно было видеть на выставке не только картины Валентина Хруща, но и мозаичные работы его талантливого сына Дмитрия, который живет в Израиле. Талант отца передался по наследству, мы 20 лет знаем, что у Валентина Дмитриевича есть продолжатель, который уже широко известен в кругах искусства. Кимряки благодарны Хрущу-младшему за мозаичные иконы, с лета 2011 года украшающие арочные плафоны на фасаде здания собора Преображения Господня. Тогда жители города отмечали 100-летие православного храма. Инициативная группа во главе с Владимиром и Викторией Романовыми полтора года собирала средства для оплаты проекта, чтобы преподнести Преображенскому собору в подарок три мозаичные иконы из иерусалимского камня. Все получилось, а кимряки познакомились с Дмитрием Хрущем. В день открытия выставки Хруща-старшего посетители смогли увидеть и работы его сына Дмитрия.

В юбилейный день клуба кимрский художник Константин Ефремов, возвращая гостей во времена Хруща, предложил, следуя традициям, разыграть одну из своих картин. А солисты ДК «40 лет Октября» Виталий Комлев и Мария Нефёдова радовали всех вокальным мастерством, исполняя популярные песни.

На снимке: Александр Самойлов, сотрудник художественной галереи, открывает выставку Валентина Хруща. 

Оставьте комментарий