Письмо в номер от 14.07.2023 г.

Читатели комментируют. Отклик В.А. Шувалова

С интересом читаю в газете «Кимры Сегодня» серию статей «Незабытые воспоминания Дмитрия Сергеевича Базанова».

Автор – мой близкий родственник, родной брат бабушки, дядя мамы. С ним я был знаком лично, несколько раз встречался в 60-е годы: бабушка жила с нами на улице Кольцова в Кимрах, и Дмитрий Сергеевич заезжал ее навестить.

В тот же период мама училась в заочном институте и во время сессии жила у Базановых в Москве. Я приезжал к ней и даже несколько раз оставался с ночевкой. Квартира была скромной, запомнился очень длинный коридор и вдоль его стены – самодельные полки с книгами. Был еще у Дмитрия Сергеевича дом в Иваново, недалеко от его родной деревни Молоствово. Старая изба, стол, лавка, несколько стульев и кровать. На столе стояла пишущая машинка, на которой он и печатал свои воспоминания. Электричества не было, и Дмитрий Сергеевич показывал нам батарею с маленькой лампочкой, объяснив, что это ему связисты подарили.

Д.С. Базанов никогда не порывал с малой родиной, поэтому неудивительно, что после смерти его дети позвонили моей маме, попросив организовать похороны на сельском кладбище рядом с родной деревней, как он просил. В итоге все организационные вопросы были решены, и Дмитрия Сергеевича похоронили вместе с родственниками. На кладбище целый участок нашей родни, в том числе две его сестры и мама. В прошлом году мы с женой ездили прибираться на месте захоронения.

Дети в семье Базановых были очень дружны с моей мамой, они бывали у нас в гостях, и я знал каждого. После похорон Дмитрия Сергеевича в мамином доме прошли поминки, на которых собралось человек десять. Дети рассказывали об отце.

Запомнились две истории. В сталинские времена Дмитрия Сергеевича арестовали, а жену Нину Львовну с тремя детьми сразу перевели из квартиры в подвал их дома. На одном из допросов В.А. Молотов написал на деле Д.С. Базанова красным карандашом «расстрелять».

Но Сталин, когда смотрел списки приговоренных, обратил внимание на фамилию. Зная Дмитрия Сергеевича лично, Иосиф Виссарионович приказал привести его на беседу: «Ты что думаешь, я не знаю, как крестьяне живут? Купи себе дачу под Москвой, а в свою деревню не езди!»

Дело в том, что Дмитрий Сергеевич по характеру был боец и никогда не изменял своим принципам. Он говорил, что крестьян разорили и они еле выживают. Но после разговора со Сталиным Базанова освободили.

Второй случай произошел в 1954 году. Д.С. Базанову исполнилось 60 лет, и он сообщил, что с должности заведующего кафедрой уходит на пенсию. Естественно, профессора уговаривали остаться, на что он возразил: «Не могу врать студентам о том, что Хрущев участвовал в революции». Как всегда, выражаясь смело и неформально, Базанов заявлял, что, по его данным, в это время Никита Сергеевич свиньям хвосты крутил на Украине. Естественно, после такого высказывания от него все «врассыпную разбежались», так как Хрущев только стал во главе СССР.

Последний раз в обществе Д.С. Базанов появился в 1969 году, на похоронах К.Е. Ворошилова он стоял в карауле у гроба. При жизни с маршалом он был в хороших отношениях.

У Дмитрия Сергеевича было пять сестер и брат Василий, который пропал без вести в войну подо Ржевом. Я знал четырех его сестер: очень порядочные, все с трудной судьбой, они рано потеряли мужей, теряли детей. Были очень дружны между собой, помогали друг дружке всем, чем могли. Так же относились и к брату Дмитрию. Для меня Дмитрий Сергеевич Базанов был просто дедушка Дмитрий – единственный мужчина легендарного поколения, о котором с раннего детства я знал, что во время митинга он слушал самого Ленина.

Оставьте комментарий