Подворье монастыря, ставшее клубом

Интересные подробности духовной, политической, культурной жизни села, а впоследствии города, хранит наш следующий собеседник – дом №20.

Сегодня, как видим по вывескам, в нем расположились магазин сувениров, спортивный зал и фирменный магазин кимрской обувной фабрики «Никс». Но в памяти старожилов здание сохранилось как Подворье Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря.

Монастырь этот был основан в сельце Иваньково, что близ села Ильинское. В 1893 году владелец сельца Иван Харлампиевич Круглов решает отдать свой старый деревянный дом с людской избой и скотным двором под монастырь и жертвует свое движимое и недвижимое имущество Кашинскому женскому монастырю. Но уже через год преподобный Савва, архиепископ Тверской и Кашинский, принимает решение открыть в этом месте самостоятельную общину.

24 июля 1896 года состоялось открытие монастыря. Первой его настоятельницей стала мать Евстолия. Молва быстро разносит весть о том, что в монастыре, среди прочих, находятся святые иконы из Афона и Троице-Сергиевой Лавры. Это привлекает в монастырь большое число богомольцев и паломников.

Вид на подворье Троицкого Ильинского монастыря с ул. Сиротской, 1920 год

Монастырь с годами укрепляется, растет его популярность, ширятся духовные и деловые связи с Кимрами. И вот в середине десятых годов прошлого века в волостном центре, в этом самом доме №20 открывается подворье Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря. Одно из значений слова «подворье» – городская церковь с общежитием для монахов, принадлежащая монастырю, который находится в другой местности. Как раз наш случай. И случай этот открывает нам еще одну именитую кимрскую фамилию – фамилию Губенковых.

Впервые мы с нею встречаемся в Переписной книге 1710 года, в которой прописан Андрей Федорович Губенков, а у него сын Иван 16 лет и сын Борис 8 лет. К сожалению, поступательное развитие рода мы пока проследить не можем. Спустя более 150 лет тверской статистик Василий Покровский доводит до нас имя Сергея Григорьевича Губенкова. Он упомянут среди 28 кимрских торговцев, которые занимаются закупкой сапожного материала в Москве, Петербурге, на Нижегородской ярмарке и распродают его на месте, то есть в Кимре. Покровский сообщает, что ежегодно Сергей Григорьевич продает из своих лавок разного сапожного материала – а это и подошвенные кожи, и яловичные, и опойковые, и вообще все, что требуется для пошива обуви, – на 20000 рублей. Сумма весьма серьезная по тем временам. Для сравнения, например, фунт (приблизительно 408 грамм) лучшей говядины летом стоил 7-8 копеек, пошив сюртука – 1 руб. 75 коп.

Другой Губенков, Василий Сергеевич, также торгует сапожным материалом и реализует его на 10000 руб. в год. Спустя  тридцать лет он значится уже среди крупных торговцев кожевенным товаром. Но не только деловая хватка отличала этого кимряка. Был он усерден и к духовной жизни. Это не остается незамеченным. Василия Сергеевича избирают церковным старостой Покровского собора. 9 октября 1911 года (ст. ст.) при соборе открывается церковно-приходская школа, и Василий Сергеевич становится ее попечителем, а еще отдает свой дом под храм Ильинского подворья. Благодаря нашим замечательным краеведам мы можем сегодня говорить о том, каким же оно было.

Состояло подворье из двух каменных зданий, которые тесно примыкали друг к другу. Одно, двухэтажное, тянулось вдоль Конной (сейчас Кирова) улицы. В нем располагались служебные и вспомогательные помещения. Среди них несколько келий для монахинь, а также кухня, баня, кладовые, подвал с калорифером для отопления. Был и магазин для продажи крестиков, свечей и других церковных предметов. Другое здание, угловое – собственно храм, с церковью на втором этаже. Стены ее были покрыты росписями на библейские сюжеты, в трехъярусном иконостасе были размещены 34 иконы. В западной части располагались хоры. В храм с Сиротской (ныне К. Маркса) улицы вела широкая лестница. На звоннице имелось семь колоколов. Особо впечатляющими были часы, смотрящие на четыре стороны света и имеющие пять часовых колоколов.

Обслуживали храм монахини Ильинского Свято-Троицкого монастыря. Службы совершал священник монастырского соборного храма.

Просуществовал храм, а с ним и подворье, недолго, чуть более десяти лет. Когда при новом строе активизировалась борьба с религией, первой жертвой этой борьбы в Кимрах суждено было стать именно этому храму. В 1923 году он был закрыт, церковные ценности разграблены. Разобрали и колокольню. И ничто более не напоминало об «опиуме для народа». Дом Василия Сергеевича зажил новой, советской жизнью.

И жизнь эта была весьма насыщенной. В 1924 году здесь обосновывается Дом просвещения. В переоборудованном для него помещении второй этаж, где проводились богослужения, стал зрительным залом, а на месте алтаря оборудована сцена. Вместо хоров – балконы для зрителей. В других помещениях разместились библиотека и кружковые комнаты. Но ненадолго. Дом просвещения здесь не задерживается и уступает место комсомольскому клубу им. К. Либкнехта.

В клубе сразу начинается бурная жизнь. Среди различных кружков особой популярностью пользуется «Синяя блуза». Так назывался театральный коллектив под руководством И.Зотова. Члены этого кружка, используя местный материал, бичевали лодырей, пьяниц и, видимо, делали это хлестко. Одновременно отдавалась дань людям достойным. По воспоминаниям, выступления «Синей блузы» имели прекрасное музыкальное оформление, и заслуга в этом принадлежала одаренному музыканту Леониду Миглицкому.

На снимке: вид на спортзал ДЮСШ №1 со стороны ул. К. Маркса, 2019 год.

Оставьте комментарий