Помним все: непропавшие без вести из Кимрского муниципального округа

Прошло 78 лет. С того великого, долгожданного, оплаченного кровью и горем миллионов людей, мая 1945 года. Но до сих пор в редакцию приходят «письма с фронта».

29 апреля подборку копий из семейного архива принесла постоянная читательница нашей газеты Татьяна Михайловна Симакова. Сегодня мы публикуем восстановленные данные о гибели ее родного дяди – рядового Красной армии Виктора Ивановича Зайцева, считавшегося пропавшим без вести.

СОБРАННАЯ ПО КРУПИЦАМ ПРАВДА

В «Книге памяти. Кимры», содержащей наиболее полный перечень кимряков – участников Великой Отечественной войны по состоянию на 2016 год, есть несколько строк и о Викторе Ивановиче Зайцеве. Уроженец села Горицы, 1926 г.р., «призван 12 октября 1943 года. Рядовой. Пропал без вести, декабрь 1944 г.».

Напомним, что в то время – с мая 2014 по май 2015 года – редакция «Кимры сегодня», готовя к печати уникальное издание, собрала все данные о наших земляках, которые ранее были опубликованы в других Книгах памяти.

С тех пор прошло 8 лет, засекреченные архивы Минобороны о погибших военнослужащих открывались, на сайте «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/ появлялась новая информация об участниках войны 1941-1945 года. Но по известным данным Виктора Зайцева (ФИО, год и место рождение) мы и сейчас находим все те же скупые строки…

Татьяна Михайловна Симакова передала в редакцию газеты «Кимры сегодня» биографический очерк о своем родственнике, копии двух писем с фронта и других документов, а также фотографию родного дяди В.И. Зайцева. Она попросила написать о нем в номер, приуроченный к 9 Мая.

Редакция посвящает эту статью всем жителям Кимрского муниципального округа, хранящим в памяти имена своих героев, участвовавших в Великой Отечественной войне, узников концлагерей, тружеников тыла.

БИОГРАФИЯ УРОЖЕНЦА СЕЛА ГОРИЦЫ

Выдержки из семейного архива Т.М. Смирновой.

Виктор Зайцев родился в 1926 году в селе Горицы Калининской области. Точной даты, к сожалению, не известно. В семье из шестерых детей Виктор был старшим сыном. Жили они в деревне Вандышево Калининской области.

Окончив местную школу, пошел учиться на тракториста. Тем временем началась война… Отца Ивана на фронт не брали, поскольку у него не было половины легкого. Немецкая армия наступала с бешеной скоростью, с января 1942 по март 1943 года шли ожесточенные бои подо Ржевом. Фронту требовалась любая помощь, поэтому впоследствии многодетного отца-инвалида все же забрали на передовую, но не рядовым, а разнорабочим. В то время Виктор, как старший из сыновей, во всем помогал матери Александре и параллельно учился.

Вскоре отца комиссовали домой. Как рассказывал потом Михаил Иванович, родной брат Виктора: «Была зима. Дети играли на улице и увидели, как вдалеке кто-то ползет. Испугались, подумали – немцы, побежали по домам и рассказали взрослым. А когда мама Шура выбежала, она поняла, что это ее муж Иван – наш отец. Они, вместе с другом, были настолько истощены и больны, что даже не могли идти».

Осенью 1944 года Виктору исполнилось 18 лет, и его забрали в армию: отправили в город Щёлково Московской области. Поскольку трактор и танк были схожи по механизму и управлению, взяли танкистом.

В здании, где располагался штаб, не было стекол. Виктор мог сделать, но ему нужен был стеклорез, который был в деревне у отца. Новобранца отправили домой на один день – туда и обратно. После окончания работ Виктор снова приехал в родной дом, чтобы вернуть инструмент. Отец очень уговаривал его схорониться, но 18-летний парень верил, что обязательно вернется живым и невредимым с победой домой.

Позже родные узнали, что Виктор Зайцев был отправлен в Польшу. Оттуда пришло его последнее письмо. «А если потребуется отдать свою жизнь в трудную минуту, я всегда готов помереть за свое Отечество, за свободу народа Советского Союза», – написал молодой солдат.

В сводках советского информбюро тогда сообщалось, что 17 июля 1944 года в ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала СССР Ивана Конева вступили на территорию Польши.

Когда уходили в бой, Виктор Зайцев со своим армейским другом пообещали друг другу, что в случае гибели один сообщит о смерти другого его родным. Сослуживец Виктора написал, что он пропал без вести, но в числе погибших не числится. В письме высказывалась надежда на то, что солдат попал в тяжелое положение (писать «в плен» было запрещено).

Так и жили с надеждой. Отец Иван очень часто писал письма и приезжал в Кимрский военкомат. В 1947 году ему выдали официальное извещение о том, что солдат В.И. Зайцев, находясь на фронте, в 1944 году пропал без вести.

Прошло 30 лет, наша страна и ее граждане восстанавливают экономику, страшная война осталась в прошлом. Новая жизнь, новые надежды… И вдруг в Кимры из Польши в 1977 году приходит письмо. В нем сообщается, что Виктор Иванович Зайцев был похоронен после боя в городе Жирардув Скерневицкого воеводства. Прах солдата перенесен на кладбище. «Благодарим Вас сердечно за помощь в нашем общем стремлении, чтобы все погибшие за нашу жизнь и свободу жили вечно в памяти поколений», – пишут авторы письма из братской социалистической Польши.

Кровоточащая много лет душевная рана родных и близких пропавшего без вести молодого солдата зарубцевалась новой болью, оставив в прошлом несбыточные надежды на чудо. Геройски погиб, похоронен на чужбине, освобождая Польшу от немецкого ига.

Да, поляков, как и других славян, нацисты считали «недочеловеками». До 85% населения Польши руководство Третьего Рейха предполагало уничтожить или выселить в отдаленные регионы Сибири. Остальные 15% должны были стать рабами «высшей расы».

zaizev2
г. Жирардув. Обелиск по улице Маклякевича, установленный на братской могиле, в которой похоронено 50 советских воинов, в т.ч. 33 неизвестных

В городе Жирардув погибло много советских воинов. На кладбище есть мемориал – братская могила, где вместе с героем Советского Союза гвардии старшим лейтенантом Е.М. Волковым похоронены 50 человек, имена 33 трех из них неизвестны.

Родственники Виктора Ивановича Зайцева вспоминают, что на одном из снимков, полученных из Польши, была памятная табличка с братской могилы в Жирардуве с именем их солдата. Снимок утерян.

В заключение мы хотим вернуться к началу, поэтому приводим строки Т.М. Симаковой:

«Виктор был хорошим гармонистом, он прекрасно рисовал, разбирался в технике. Может, Виктор стал бы музыкантом или известным художником?! Но война унесла его молодую жизнь, как миллионы других жизней».

Мы помним и скорбим, склоняем головы в память о наших героях. Они погибли на полях сражений, были замучены в концлагерях.

Ужас нацизма, трагедии войны не должны больше повториться никогда.

Подготовили Дмитрий СТУПИН и Елена МИЛЕХИНА

Оставьте комментарий