В ближайшее время представители кимрских семей Овечкиных, Ломовых и Грибановых собрались ехать в Беларусь, чтобы навестить могилу своего предка, погибшего в годы Великой Отечественной войны капитана Красной Армии Николая Сергеевича Овечкина.
Про кимряков мы расскажем чуть позже, а сейчас приводим выдержку из статьи, которую опубликовал в районной газете житель Браславского района Витебской области Республики Беларусь Виктор Бунта – учитель истории Консталинской школы, известный на Браславщине краевед.
ТАЙНА ПОЛОМАННОЙ ТАБЛИЧКИ
На берегу озера Снуды, одного из самых больших и красивых в Беларуси, стоит обычная деревня Кривосельцы. В дальнем углу расположенного рядом кладбища стоит одинокий старый крест с прибитым гвоздями обломком алюминиевой таблички, на которой можно прочитать лишь обрывки слов: «Копит… орденоносец…Никола…рожденья 191…руский, в К… с 1939…Калини…Кимро…»
Тревога за этот крест не давала покоя местному жителю Б.А. Юрану. Ему еще в детстве рассказывал покойный отец, что в этой могиле со времен Великой Отечественной войны похоронен советский воин. Но сломанная табличка не могла сообщить его имя, быстро ветшающий крест мог упасть, и люди забыть – чья это могила?
Озабоченный Бронислав Анатольевич поделился тревогой со своим крестником, который, разделяя его чувства, сообщил о могиле в местный райисполком. По просьбе его сотрудников к выяснению личности похороненного подключился автор этих строк. Он надеялся сделать это с помощью сайта «Память народа», созданного по решению Министерства обороны России на основе подлинных документов времен Великой Отечественной войны.
Зацепками для поиска стали несколько логических умозаключений и предположений. Первая: «Никола…» в третьей строке весьма вероятно – имя Николай. Тогда слово в первой строке «Копит…» – звание «капитан» (с ошибкой). Вторая: похоже, что похороненный родился с 1910 по 1919 гг. Третья – «Калини… Кимро…» наводила на мысль, что указаны Калининская область и расположенный там город Кимры. Поиск на сайте «Память народа», перебор возможных вариантов дали свыше десяти фамилий, среди которых, после отсева ошибок и неподходящих вариантов, обрывкам надписи на табличке полностью соответствовал капитан Николай Сергеевич Овечкин, родившийся в г. Кимры Калининской области, погибший 17.07.1944 г., и действительно похороненный на кладбище д. Кривосельцы Браславского района!
Донесение о потерях было не единственным, в котором говорилось о погибшем. Целый ряд документов с того же сайта – учетная карточка, наградные листы – позволили проследить боевой путь погибшего офицера.
Родился Н.С. Овечкин в 1918 году. В 1939 г. был призван в ряды Красной Армии, в боях Великой Отечественной войны – с 1941 года.
В 1942 году после офицерских курсов направлен в 295-й минометный полк, который формировался в Московской области. Летом 1943 года часть Овечкина участвовала в Курской битве и вместе с другими подразделениями приняла на себя всю мощь ударов врага на южной стороне Курского выступа. В ходе кровопролитных боев советские воины сдержали натиск противника и нанесли ему существенный урон.
В этой битве лейтенант Овечкин показал себя стойким и бесстрашным офицером. В боях 4-7 июля его батарея отбила 11 атак противника. 9 июля, попав во вражеское окружение, Николай Сергеевич вызвал огонь на себя. Еще через несколько дней раненым продолжал управлять огнем своей батареи. Храбрость героя была отмечена одним из высших боевых орденов – Боевого Красного Знамени.
Далее были бои за освобождение Белгорода и Харькова. С октября 1943 года полк Овечкина перебросили на 1-й Прибалтийский фронт под город Невель Псковской области. В конце декабря 1943 года минометчики 6-й батареи, которой командовал наш герой, метким и сильным огнем поддержали наступление своей пехоты и так помогли разгромить врага. За эти бои лейтенант Н.С. Овечкин получил второй орден Отечественной войны II степени.
С июня 1944 года 295-й минометный полк участвовал в белорусской стратегической операции «Багратион». После прорыва немецкого фронта и освобождения Полоцка, советские войска успешно преследовали противника, отступавшего в направлении Браслава и Даугавпилса. В военной истории эта ситуация даже получила свое название «Прибалтийская брешь».
Но враг опомнился и июльскими днями 1944 года, стремясь не допустить выхода Красной Армии к Риге, оказывал жестокое сопротивление в окрестностях Браслава. В журнале боевых действий советской 6-й гвардейской армии сказано: «…17 июля 1944 г. противник, наступая с севера от д. Плюссы на д. Дубино и Кривосельцы Браславского района, значительными силами совершил несколько атак в первой половине дня…».
В этот день и погиб капитан Овечкин, командир 1-го дивизиона 295-го минометного полка. Командование, в представлении на посмертное награждение орденом Отечественной войны I степени, так описало его последние подвиги: «…За время поддержки 9-й стрелковой дивизии с 8 по 17 июля, когда противник на узком участке крупными силами не-
однократно переходил в контр-наступление, тов. Овечкин за период с 14 по 17 июля отбил до 8 контратак, уничтожив при этом до 100 вражеских солдат и офицеров. 17.07.44 г. капитан Овечкин находился на наблюдательном пункте, корректировал огонь дивизиона и погиб смертью храбрых от вражеского осколка».
Скорее всего, в тот же день героя похоронили на кладбище д. Кривосельцы, так как в ночь на 18 июля советские войска по приказу отошли из этих мест на более удобные для обороны позиции.
Через 78 лет исторические сведения были восстановлены и в райисполкоме Браслова приняли решение установить над могилой в д. Кривосельцы достойный памятник, но уже не «Неизвестному солдату», а конкретному герою – капитану Николаю Сергеевичу Овечкину. На управление по увековечению Министерства обороны Беларуси для постановки на государственный учет были отправлены документы на захоронение, оно получило свой номер и паспорт. А 3 июля 2023 года на могиле героя был торжественно открыт памятник, установленный силами местных властей.
Наверное, есть на свете высшая справедливость, которая собрала вместе неравнодушных людей, которые не дали попасть в забвение имени храброго воина, в свои 26 лет отдавшему жизнь за освобождение белорусской земли.
Виктор Бунта, г. Браслав
Поиск ведет редакция «Кимры сегодня»
После публикации в прошлом номере нашей газеты статьи «В белорусском городе Браслав берегут память о кимряке Николае Овечкине» с просьбой откликнуться родственникам героя, мы получили обратную связь.
Наиболее весомый вклад для восстановления данных о погибшем внесла Алла Александровна Грибанова (в девичестве Овечкина) – племянница Н.С. Овечкина. Она рассказала, что семья Сергея Игнатьевича и Натальи Семеновны (в девичестве Антонова) Овечкиных жила в д. Петино-Фенино Ильинского сельсовета. В деревне перед войной оставалось три дома, которые стояли на поле чуть дальше от кладбища села Ильинское в сторону Кимр.
Родители умерли рано, четверых братьев и сестер воспитывала старшая – Анна Сергеевна, которой тогда было 12 лет. Став взрослой, и выйдя замуж, Анна Сергеевна взяла фамилию мужа Ломова: именно ее данные были указаны белорусскими поисковиками в сведениях о родственниках погибшего капитана-артиллериста. Потомки А.С. Ломовой: сын Юрий и две внучки Марина и Татьяна. Второй в семье была сестра Александра Сергеевна Овечкина у нее родились две дочери: Галина и Светлана. Третьим – брат Николай Сергеевич Овечкин (прямых потомков нет). Четвертой – сестра Вера Сергеевна Овечкина, участник Великой Отечественной войны, работала в оборонный отрасли, дожила до 100 лет (прямых потомков нет). Пятым – брат Алексей Сергеевич Овечкин (в семье его звали Лёней). Окончив в Ленинграде ремесленное училище, в 16 лет ушел на фронт добровольцем. Служил в разведке, прошел всю войну и вернулся домой. Имел многочисленные награды. Алексей Сергеевич и Наталья Сидоровна (в девичестве Перекрестова) – родители Аллы Александровны Грибановой. В их семье тоже было пятеро детей.
Родственники погибшего капитана Красной Армии Н.С. Овечкина хотят привести освященную землю с малой родины своего предка на его могилу в Беларуси, и по сохранившемуся фотоснимку сделать портрет на памятнике. Последнее фото капитан Овечкин прислал сестре в мае 1944 года, а в июле героически погиб.
Редакция связала кимряков с белорусскими поисковиками, и мы ждем продолжения истории.