Сельский общественный и братьев Мошкиных БАНК

На перекрестке улиц Ленина и Володарского, с левой стороны, если смотреть с моста, стоит красивый особняк.

Время его изрядно потрепало, а современные владельцы пока не решили, как распорядиться исторической ценностью. Они звали крупный российский банк поселиться тут, но не сложилось.

А ведь дому этому без малого 150 лет. Построен он, как сейчас говорят, в рамках государственно-частного партнерства. Историческая хроника сообщает: «24 марта 1871 года в Кимрах открывается Сельский общественный и братьев Мошкиных банк». Событие это красноречиво характеризовало экономическое состояние села. Торговля шла полным ходом, сапожный промысел постоянно расширялся. В Кимрах крутились большие суммы денег, на что при открытии банка указал в приветственной речи назначенный управляющим банком Михаил Васильевич Малюгин.

Перед тем как решиться на учреждение банка, представители кимрских деловых кругов, как сказали бы мы сегодня, изучили деятельность других общественных банков: Кашинского, Дмитровского, Новоладожского. Причем сведения о них собирали не из публикаций газет, а из уст знакомых людей, друзей. Недаром о кимряках говорили: это русский народ, сметливый, проницательный, с практическим складом ума, которого не сдвинешь с места фантастическими предложениями и не обойдешь никакими лицемерными поклонами.

Кимряков впечатлила работа этих банков. Да и как можно было по-другому отнестись к тому, что, например, Новоладожский общественный банк в течение восьми месяцев своих действий приобрел 22% прибылей на основной капитал. Оценили кимряки и значение банка в деле благоустройства жизни того общества, которому он принадлежит. А это, в первую очередь, оказание помощи благотворительным учреждениям – богадельням, сиротским домам; развитию начального образования, для чего из чистых прибылей отчисляются установленные проценты.

«Во всех таковых случаях общественной жизни бытие общественного банка всегда будет иметь сильное влияние», – заметил в своей речи все тот же М.В. Малюгин.

Открытие банка было совершено со святыми иконами, крестным ходом, водосвятным молебном.

Строительство Сельского общественного и братьев Мошкиных БАНКА

Показательная история привлечения средств для строительства здания банка. Что-то в отношениях власти и бизнеса до сих пор узнаваемо. В январе 1870 года на волостном сходе старшина Столяров объяснил, что в селе собрался капитал шесть тысяч рублей, которые нет надобности расходовать ни на какие другие предметы. Совместно решили что хорошо бы на эти деньги учредить общественный банк. Купец Малюгин занялся составлением устава Кимрского общественного банка и быстро выяснил, что при существующем коммерческом и торгово-промышленном развитии села ему подходит типовой «Нормальный устав о городских общественных банках с основным капиталом в десять тысяч рублей».

Не хватало 4 тысяч, за которыми Михаил Васильевич обратился к Ивану Матвеевичу Шокину, но тот отказал. Тогда Малюгин решил действовать иначе. В своих записях он пишет: «После этого мне пришлось быть в Москве у братьев Мошкиных, Ивана Александровича и Афанасия Александровича. Я предложил им пожертвовать недостающие в основной капитал Банка четыре тысячи рублей с тем, чтобы общество освободило их навсегда от выборов на общественные должности». Крестьяне Мошкины согласились дать денег и вошли в состав правления.

Сельский общественный и братьев Мошкиных БАНК

После открытия банк приобрел наибольшее значение среди сельских общественных банков Тверской губернии. По уставу и по характеру оборотов своих он был сходен с городскими банками. Основанный в 1870 году с капиталом в 10 тысяч рублей, он к январю 1881 года имел уже основного капитала 28476 рублей, запасного – 8263 рубля.

Среди совершаемых банком операций были: прием вкладов, выдача ссуд под залог, учет векселей. Банк очень скоро стал популярным в Кимрах, и это нашло отражение в его финансовой деятельности. За первый неполный год в банк поступило 180.357 рублей, а выдано было 173.163 рубля. И финансовые показатели банка с каждым годом возрастали. Через 20 лет, в 1891 году, основной капитал банка составил 37053 рубля, запасной 8021 руб., прибыль – 3247 руб. А вообще товарооборот кимрской торговли в том же году достиг 5 млн рублей. Вот таковы были кимрские крестьяне.

Ежегодно от чистых прибылей банк, согласно Уставу, отчислял в пользу Вознесенской церкви 100 рублей, в пользу благотворительного общества – 10 процентов и 5 процентов Александровскому училищу.

Ну а разместился банк в доме Мошкиных. В начале ХIХ века его выстроил на углу улиц Большой и Лобачевской Александр Степанович Мошкин, о котором в одном из старинных документов читаем, что «имел обращение аристократическое, ум чрезвычайно развитой разнообразными познаниями, был принят в Петербурге в круг хорошего общества, где его очень уважали». Сыновья Александра Степановича – Иван и Афанасий – пожелали, чтобы Афанасий Александрович стал почетным директором банка.

Со временем здание перестало удовлетворять требованиям, и решено было его перестроить. В 1912 году работы были завершены, и новое строение банка практически без изменения дожило до наших дней.

Выполнено оно в стиле закатного модерна, который еще называли стилем купеческих особняков. Особую выразительность и парадность дому придавали большие венецианские окна, полуколонны второго этажа и две колонны при входе. Всякий входящий испытывал торжественность момента. Собственно рабочим был второй этаж, на который вела широкая лестница. На первом этаже размещались жилье сторожа и кладовая.

С приходом новой власти банк был закрыт. Долгое время в здании размещался вечерний университет марксизма-ленинизма, общество «Знание», партийная библиотека. В 1992 году в бывший Сельский общественный и братьев Мошкиных БАНК переехал городской архив. Некоторое время на втором этаже здания находился отдел торговли и защиты прав потребителей Администрации города Кимры. Позже памятник градостроительства и архитектуры «Общественный банк» был включен в план приватизации и выставлен на торги. Покупателей долго не находилось, несмотря на невысокую цену – 5 млн рублей, предприниматели не спешили вкладываться в объект из реестра культурного наследия. Но все же в 2013 году знаменитый особняк перешел в частные руки.

На снимке: здание временно пустует и в очередной раз выставлено на продажу.

Оставьте комментарий