29 апреля Кимрский государственный театр драмы и комедии закрыл театральный сезон новой постановкой.
К 200-летию со дня рождения великого русского писателя зрителю предложили пьесу Ивана Тургенева «Нахлебник».
Зал был заполнен до отказа, ведь с театром расставаться даже на несколько месяцев трудно, к тому же премьера всегда вызывает большой интерес.
До начала спектакля перед гостями выступили директор театра Татьяна Сараева и главный режиссер заслуженный артист России Евгений Сикачев. Татьяна Ивановна рассказала о проделанной коллективом работе, гастрольных поездках, приеме спектаклей тверских театров в нашем городе. Сообщила о Межрегиональной программе гастрольной деятельности «Большие гастроли» Министерства культуры РФ, в которой участвовал наш театр. Благодаря программе кимрякам предоставилась возможность увидеть три спектакля Великолукского драматического театра. Актеры нашего театра выезжали с ответным визитом, успешно выступив в Великих Луках. Спектакли: для взрослых – «На бойком месте», «А может быть, ты не робот?», две сказки – «Кот в сапогах», «Чудесный колодец» – вызвали большой интерес у великолучан. Директор поблагодарила руководителей кимрских организаций Андрея Бекренева и Игоря Жохова за поддержку и оказанную помощь в 75-м юбилейном сезоне.
Главный режиссер театра Евгений Сикачев удивил зал сообщением о том, что за восемь месяцев его работы в этой должности коллектив подготовил и выпустил восемь постановок.
Аплодисменты и возгласы восхищенных зрителей поддержали слова благодарности режиссера, высказанные в адрес актеров и всего коллектива театра за проявленный труд и творческие находки.
Нравы и времена
И вот она, комедия, началась. Беготня по комнатам, брань за нерадивость слуг, курьезные шуточки – все это в день долгожданного приезда наследницы, молодой хозяйки поместья Ольги Петровны (арт. Виктория Минаева) и нового владельца – ее супруга, действующего чиновника Павла Николаевича Елецкого (арт. Алексей Азовсков).
Ошибки нет. Иван Тургенев действительно назвал свою пьесу «Комедия», а на многих современных сценах «Нахлебник» – «Драма в двух действиях». Авторское название дает своеобразный намек на тему унижения человека, на форму его существования и на то, есть ли выход из ситуации. Когда-то и о нашем времени скажут, как говорил Цицерон: «О времена, о нравы! (О tempora, о mores!)».
А в дореволюционной России человек, родившись в семье, носящий знатную фамилию, не получив в свое время образования и должности, оставшись «ни с чем», шел в нахлебники (нахлебницы), приживалки (приживальщики). Редко кому удавалось попасть в богатую приемную семью воспитанником (воспитанницей). Случалось, конечно, уходили в монастырь…
Большинство зрителей, познав жизнь Василия Семеныча Кузовкина (арт. Владимир Бутаков), считают ее трагедийной. Он должен быть наследником села Ветрово, но неожиданно появляются другие претенденты и большие долги. Владимиру Бутакову с успехом удалось показать на сцене поведение своего героя в трех ипостасях: униженного, бунтаря (возможно, мстителя) и благородного отца. Вот дворецкий Нарцыс Трембинский (арт. Михаил Серов) милостиво разрешает рабски покорному Василию Семенычу посидеть в уголку, а вот сосед Флегонт Александрыч Тропачев (арт. Николай Снегирев) затевает над ним глумливую игру, а потом заставляет петь и плясать. Но чем сильнее унижение, тем вероятнее жестокость ответного удара.
Во втором акте Владимир Бутаков полностью отдается реабилитации своего героя. А героиню – молодую хозяйку все второе действие преследует желание верить и жалеть.
В комедии, кроме шута Кузовкина, выставлены в жалком и презрительном виде еще два подобных бедняка: Карпачев (арт. Степан Потапов) и Иванов (арт. Виктор Сухарев) – соседи Елецких. Запомнились и другие герои: управитель Егор Карташов (арт. Владимир Калашников), кастелянша Прасковья Ивановна (арт. Галина Вытоптова), горничная Маша (арт. Александра Ложкина), лакей Петр (арт. Антон Филатов), крестьянин (арт. Даниил Ващенко). Не осталось без внимания появление Мамы Ольги – как бы в воспоминаниях (арт. Екатерина Сливочкина) и Оленьки в детстве в исполнении юной Варвары Азовсковой.
Спектакль, поставленный на кимрской сцене, смотрится на одном дыхании. Исторические костюмы, свет и музыка, приятное сценографическое оформление постановки в мягких, утонченных тонах легко вовлекают каждого присутствующего в зале в тепло старинного барского дома.