Мы, кимряки, не устаём удивляться тому, как часто к нам в гости едут знаменитые люди. 7 марта в здании Кимрского краеведческого музея состоялась встреча с Владимиром Алейниковым, творческим человеком, который работает в нескольких жанрах литературы и художественно-изобразительного искусства.Возможно, всё началось с хрущёвской оттепели. В стране пошла молва о столичном андеграунде: сначала молодёжь перешёптывалась, потом заговорила громко и восторженно (живём по-западному)! Но пошли осуждения со стороны комсомольцев и коммунистов за аморальный образ жизни советских молодых людей, «спустившихся в подполье». За что? Оказывается, служители андеграунда не принимали отдельные нормы господствующей эстетики и идеологии, социальных и художественных традиций. Выражалось это уходом в свой мир, эпатажем публики и бунтарством.
В числе организаторов московского андеграунда стоял Владимир Алейников, прибывший тогда из Кривого Рога. В 65 году он учился на искусствоведческом отделении истфака МГУ. Друзей много – Юрий Кублановский, Михаил Соколов, Николай Мишин, Арсений Чанышев, Александр Урусов, Николай Нейдбайло, Василий Ситников, … всех не перечислить. Кто-то из них станет сценаристом, кто-то режиссёром, философом многие – поэтами, писателями, художниками, историками, переводчиками, прекрасными рабочими, священнослужителями, археологами, искусствоведами, филологами, издателями отечественных и зарубежных альманахов. Марк Янкелевич, например, создаст свою фирму «Московская палитра». Имена их будут звучать на весь мир. А на Родине они познают нужду, нищету и травлю. Кому-то поможет Иосиф Бродский, кого-то поддержит Владимир Набоков; окажут внимание поэты Арсений Тарковский, Аркадий Штейнберг. Большинство поэтов издадут свои произведения за рубежом (после чего о них узнают в России). Многие покинут Родину. Но через годы вернутся!
СМОГ – так назвала себя тогда вольная творческая молодёжь. Смог – значит, сумел. СМОГ – дело жизни, понимание творчества, совести, веры, поступков; замах на мир; урок и зарок. СМОГ – движение вперёд! Но в те времена на любом вольном пути «кем-то» закладывалась обречённость. А смоговцы не сворачивали! Сворачивать норовили им – шеи. Судьбы ломали, биографии корёжили. Некоторых из них считали «идеологическими диверсантами». Семь сотрясений мозга в те времена получил Владимир Алейников от условных «кто-то» по приказу «кого-то». Но выбранный путь был осознанным и высветленный сутью. Он вывел в люди, он поддержал в творчестве, зачинателем которого было СЛОВО. Алейников вспоминает: «Мы, немногие, устояли. Не сдались. Не засосала трясина-злость. Не размягчила лесть. Не угробила власть. Потому что у речи – особая сила. И она – спасла». Лидеры СМОГа и участники молодёжного движения – давно состоявшиеся и яркие личности.
Смелость, Мысль, Образ, Глубина – так расшифровывается аббревиатура СМОГ. Прижилась и другая – Самое Молодое Общество Гениев. Последняя, предложенная Леонидом Губановым, более пришлась по душе молодёжи середины шестидесятых – почитателям и слушателям стихов, завсегдатаям поэтических вечеров. Свои самиздатовские сборники Владимир Алейников оформлял своими рисунками. О смоговцах говорил весь Советский Союз. Конечно, «Хорошо!» можно было услышать только от молодых, чья душа жаждала подлинной новизны. Из многих городов приезжали люди в Москву послушать и принять участие в чтениях около памятника Маяковскому, а их разгоняли лихие усмирители порядка. Но они были востребованы в студенческих общежитиях, в мастерских художников и скульпторов, в квартирах любителей литературы и живописи.
В юности Алейников любил путешествовать по самым непредвиденным местам Союза. Почитал Коктебель, тогдашний островок духовности и свободы, обозначенный Волошиным и бережно оберегаемый интеллигенцией. Кстати, он там живёт сегодня.
Начатая в юности литературная деятельность продолжается до сих пор. Творчество – смысл его жизни. До сих пор между смоговцами существует дружба, но некоторые уже отошли в мир иной: не хватило сил бороться и выживать. С 87 года Алейникова стали издавать в России. Первыми были сборники стихов «Предвечерье» и «Выбор слова». В 89-м уже вышел в свет сборник «Родина речи». Но если человек талантлив, то талантлив во всём; так говорят. Владимир Алейников ещё и живописец, и график. Некоторые свои произведения он привёз в наш город; они выставлены в музее. Интересные работы. Кто бывал за границей, знает, авангард там востребован. Музеи и выставки собирают полные залы любителей живописи, ведь эти работы красочны и жизнеутверждающие. Многие музеи и частные коллекционеры приобретают или получают в дар работы от Владимира Алейникова. Вот, например, наш земляк историк Игорь Кузнецов, друг и ценитель его живописи, является и почитателем литературного таланта Алейникова. Он с восемнадцати лет живёт в столице. Игорь Анатольевич – директор Московского православного лицея. Это он познакомил нас с поэтом-художником, которому нравятся Кимры и окрестности, ведь иногда друзья приезжают сюда на отдых. Алейников женат. Супруга приехала с ним для встречи с кимряками. Наталья Слюсарева – журналист и верный товарищ.
Встреча, прошедшая накануне Международного женского дня, пришлась по душе многим побывавшим в музее. Художник Владимир Алейников представил на выставке большое количество женских портретов и натюрмортов. Поэт Алейников читал свои стихи. Зал с интересом слушал.
У тех, кто не смог прийти на встречу с поэтом Владимиром Алейником, есть возможность увидеть его картины. Спешите в музей.