Трижды спасённая жизнь

smirnov2 Виктор Васильевич Смирнов – Почётный гражданин Города Кимры, заслуженный работник культуры, педагог, композитор, руководитель Хора ветеранов, глава музыкальной династии, ветеран Великой Отечественной войны. Человек, известный не только в области, но и далеко за её пределами.Он родился в  деревне Данильцево Кимрского района в 1925 году.  Затем семья выехала в Запрудню, но там долго не задержалась – переехала в Кимры. В конце 43-го года, когда на оккупированных западных рубежах Советского Союза уже велись наступательно-освободительные действия Красной армии, Виктора Смирнова и его двоюродного брата Юрия Хапилова вызвали в Кимрский военкомат. Пришло время призыва на действительную службу.

НОВОБРАНЦЫ

Братьев направили в Оленьковическое военное училище, находившееся в Белоруссии, где они за шесть учебных месяцев получили военную специальность – миномётчик. Распределили их в Рыбинск. Осенью 44-го года часть, где они служили, сняли с места и направили в Старую Русу. Там начинались военные действия по освобождению захваченных врагом территорий псковского направления. Виктор и Юрий стали бойцами 332-й разведывательной роты при 245-й стрелковой дивизии, которая продвигалась на Запад.  Калининские болота незаметно переходили в  новгородские. Прекрасные картины природы, мелькавшие за окном вагона, заставляли забывать о войне. Поезд по какой-то причине остановился в лесу. В тишине, без стука колёс, необстрелянные новобранцы вслушивались в грохот разрывавшихся снарядов. Они вышли подышать и размять ноги. От вольного воздуха, лесной красоты запели. Вдруг со всех сторон на них обрушился шквальный поток  огня. Молодые солдаты после каждого взрыва пригибались к земле. Сопровождающий командир прикрикнул: «Хватит кланяться – шея устанет!» Солдаты пришли в себя. После незначительного продвижения вперёд вновь остановились и занялись строительством оборонительных сооружений; маскировали танки и пулемёты;  копали землянки.

ПЕРВЫЙ БОЙ

Через пару дней командование приняло решение атаковать противника. Атака провалилась в прямом смысле слова: танки завязли в болоте. Орудия дотаскивали до нейтральной полосы, там их чистили и ремонтировали. Грохот, огонь, земляные столбы, устремлённые вверх, не забудутся никогда. Редкие минуты тишины и осмотрительность спасали воинов от смерти. Болотная грязь в сапогах… Колом стоит на плечах грязная гимнастёрка. Виктор, решив застирать одежду, присел над воронкой, заполненной водой. Вдруг услышал звук летящего снаряда. Мгновенно увидел на противоположной стороне воронки торчащий стабилизатор мины. Секундное размышление – пригнулся и попятился назад; затем уже ползком покинул гиблое место. Брат в этом бою был ранен и отправлен в госпиталь. Через неделю новая команда: «Наступление любой ценой!»  Немцы спешно отходили, но в одной из деревушек замешкались и задержались. Виктор Смирнов в числе других бойцов был направлен в разведку. «Уже возвращались с задания, когда идущий следом за мной положил руку на плечо, отодвинул и тихо сказал: «Первым пойду я». До ближайшего окопа оставалось несколько метров, и вдруг трассирующие пули полетели нам в спины. Мы пригнулись, солдату, поменявшемуся со мной местом, не повезло: налетевшая с боку шальная пуля, погасла в его спине. Погиб только он. Хоронили с горечью», – волнуясь, рассказывает сегодня Виктор Васильевич. Затем по приказу вступили в бой с противником. Виктора осколком разорвавшейся рядом мины ранило в ногу. Он считает, ранение было лёгким – трое рядом находившихся солдат получили серьёзнее: в живот, руку и грудь. Его спасительницей стала обычная алюминиевая ложка, лежавшая в кармане брюк.

БАЯНИСТЫ ЕСТЬ?

Месяц лечился в госпитале. И опять на фронт. Попал в запасной 145-й полк. Тогда перед выпиской подлеченных бойцов выстроили на небольшой площади и стали выкрикивать: «Сапожники, плотники есть? Баянисты есть?» Виктор Смирнов играл на баяне, это решило его дальнейшую судьбу. Оставили в полку, он стал участником Армейского ансамбля песни и пляски, организованного на Первом прибалтийском фронте. Ежедневно небольшая группа артистов, состоявшая из баяниста, чтеца, певца и танцора выходила с концертами к солдатам. Перед небольшими группами выступали в блиндажах, перед подразделениями – с автомобильной «кузовной эстрады». Ансамбль часто отправляли на передние рубежи для поднятия духа бойцов. Артисты видели, как весёлая песня и русская пляска зажигали искорки жизни в глазах уставших солдат. На «бис» шли: «Смуглянка», «На солнечной поляночке». А о «Катюше» говорить нечего – по заявкам чаще всего исполняли эту песню.

После освобождения Литвы под руководством военного дирижёра они  давали уже большие концерты. На празднике в честь дня 8 Марта в Шауляе, оказавшись за одним столом с маршалом Баграмяном, артистам удалось показать «большому начальству» все свои таланты. Командующий остался довольным; хвалил.

ПОБЕДА!

Наши войска уже были на освобождённых территориях Восточной Пруссии, когда, вернувшись ночью с очередного концерта, проходившего в одной из частей и включив радиоприёмник, Виктор Смирнов услышал нерадостную немецкую речь. Насторожились тогда все, ведь на территорию Германии уже вошли советские войска. Когда из сказанного разобрали слово «капитуляция», поняли: фашистам капут! «На улицу выскакивали в чём мать родила, а навстречу бежал солдат и кричал: «Победа! Победа!». И вот уже орали все; обнимались, выплясывали чёрт-те что! Часовые наблюдали, но, нарушая устав, молчали. А утром всех собрал командир части и объявил о Победе советских войск в войне с немецкими оккупантами». Ликования продолжились с новой силой. У кого было в руках оружие, палили в воздух. Радость была неудержимой.

Прибыла в Германию и воинская часть, в которой служил Виктор Смирнов. Некоторые немецкие жители покидали свои города, если туда входили советские солдаты. Они прятали вещи, закапывали драгоценности. Но Смирнова это всё не интересовало. Он жаждал найти аккордеон!  Кто что хотел, тот находил, даже однажды нашли ящик спиртного. «Выпили, конечно, хорошо! И гауптвахты не миновали». А вот давнишняя мечта Виктора о находке профессионального музыкального инструмента не осуществилась. Но он собрал тогда полный трофейный чемодан нот классических музыкальных произведений. Это в последующем ему пригодилось.

МУЗЫКА – ЭТО СУДЬБА

Вскоре Виктора Смирнова направили в Нахимовское училище «служить баянистом». Он обучал будущих военных моряков музыкальной грамоте. Война и на нём отложила свой отпечаток: приобрёл заболевание сердца. Однажды, после медицинского обследования, спросили: «Домой хочешь?» «Да! Да!» Приехал в Кимры. Стал организатором и руководителем Клуба промкооперации. Музыкальных инструментов не хватало. Часто ездил в Москву, искал на рынках трофейный немецкий аккордеон. В 47-м году на Тишинке нашёл-таки! Кнопочный. Но с собой не было того количества денег, что запрашивали. Приехал второй раз. Отдал за аккордеон отцовские золотые часы, огромную сумму денег своих и тех, что дали дядя и крёстный.  Одна мечта осуществилась. Вскоре осуществилась и вторая – женился на любимой девушке, солистке хора Кузьминой Римме. Дочь репрессированного партийного работника, высланного из Москвы за 101-й километр, она ценила заботу Виктора и была верной женой.  У любящих родителей родились два сына.  На то, чтобы содержать семью, денег не хватало. Почти 4 года ездил Виктор Смирнов с группой Сергея Большого по городам Союза, аккомпанируя солистам. В начале 60-х годов окончил Калининское музыкальное училище, получив специальность «хоровой дирижёр» и посвятил себя Кимрам.

ДИНАСТИЯ

Виктор Васильевич жил ради семьи, песен, музыки и своих учеников. Он автор 20 произведений, написанных на слова местных поэтов. На днях с одной из них Смирнов стал лауреатом тверского конкурса, посвящённого Дню Победы. Песню исполнял Кимрский народный хор ветеранов ДК «40 лет Октября», которым он руководит.

Если перечислять награды, врученные Виктору Васильевичу Смирнову, то не хватит места в газете, их много – как военных, так и  за профессиональные заслуги. А вот о документе, присваивающем ему звание «Заслуженный работник культуры» скажем: подписал его в последние дни руководства страной Борис Ельцин.

Виктор Васильевич гордится своими сыновьями, их жёнами и внуками. Недавно семья Смирновых была признана лучшей семьёй в нашей области. Оба его сына пошли по стопам родителей – они музыканты. Евгений преподаёт в Кимрской ДШИ №1, играет на всех инструментах. Кстати, он и в армии, проходя срочную службу, играл в армейском ансамбле. Второй – Александр  уже много лет – клавишник в популярной группе Леонида Агутина. Сноха – Татьяна Николаевна  Смирнова – директор ДШИ №1. Внучка Елена Калинина – преподаватель музыки в Дмитрове.

Эта дружная семья ждёт и готовится к торжественному Дню Победы – самому светлому дню в их жизни.

Оставьте комментарий