«Если хочешь знать историю, всегда лучше обращаться к первоисточникам», – советовал знаменитый издатель «Русского архива», археограф, историк П.И. Бартенев.
С одним из таких первоисточников мы будем знакомить читателей газеты «Кимры Сегодня» на протяжении 2020 года в рамках реализации редакционного проекта «Кимрское историческое наследие». Это «Летопись событий села Кимры Тверской губернии», составленная Алексеем Степановичем Столяровым, коренным кимряком из рода знаменитых производителей сапожного товара Столяровых.
Получив университетское образование, Алексей Степанович поступил на службу в Российское транспортное и страховое общество и со временем стал его представителем в Кимрах. Параллельно со службой создал свое дело «Общая польза». А для души, как сказали бы мы сегодня, с увлечением постигал историю родных мест, внимательно следил за современной жизнью села и рассказывал о ней на страницах столичной и губернской прессы под псевдонимами «Старый знакомый», «Волгарь», «Пришлый» и другими. Например, благодаря Столярову читатели «Московского листка» узнали о создании и открытии в Кимрах в 1896 году общественной библиотеки-читальни.
Но много ли можно сказать в газетной заметке? Материал же накапливался, ему требовался выход. И вот рождается замечательная книжка «Село Кимры и его обитатели», следом за ней емкие, живописные зарисовки «В царстве обуви», любопытные очерки о заводе О.В. Потапенко, что в Абрамове, о своеобразном в среде сапожников обычае продавать глаза, о железнодорожной станции Савелово, о кимрском купце, отъезжающем в Москву.
Читая их сегодня, мы открываем для себя нечаянно затерявшуюся во времени свою, кимрскую, сущность, высокое понятие кимряков о своем селе и его обитателях: «Слово кимряк, – справедливо подметил Алексей Степанович, – дорого для уха кимряка, как москвич для москвича, петербуржец для петербуржца или одессит для одессита. Кимряк чувствует за собою известную заслугу, связанную с его обширным производством, и гордится именем кимряка».
В процессе обретения нами своей истории «Летопись событий села Кимры Тверской губернии» представляет необычайный интерес как документ времени, написанный очевидцем, что называется, по горячим следам и без примеси какой-либо интерпретации событий. Он «спокойно зрит на правых и виновных, добру и злу внимая равнодушно» и предоставляет возможность нам, сегодняшним, узнавать и самим оценивать дела минувших дней, сравнивать, размышлять. Например, какие вопросы рассматривало местное самоуправление, какие приговоры выносил сельский сход, хотя бы в отношении полицейской стражи, винной торговли, обустройства общественных мест, опеки. На каких условиях строились арендные отношения. Не лишены любопытства происшествия, которые случались в селе.
Наверное, многие из наших современников обратят внимание на описание октябрьских событий 1905 года, имевших место в Кимрах, и действия сельского схода по охране спокойствия общества и восстановления порядка и тишины, когда была быстро образована особая охранная дружина. Верноподданнические чувства крестьян села Кимры передала телеграмма, адресованная государю. Это, кстати, яркая деталь в портрете кимряков.
Еще в начале 60-х годов девятнадцатого века священник Н.Г. Лебедев писал: «Они (кимряки) всегда любят выразить свое усердие и преданность Монархам…» Равно как и набожность, усердие к храмам, исполнение обрядов христианского благочестия. В «Летописи» мы читаем, как встречали кимряки Иерусалимскую икону Божьей Матери из Белгородка, которую ежегодно приносили в село к традиционному крестному ходу. И это не единственный пример благоговейного и почтительного отношения обитателей села к святым иконам.
Издревле жители Кимр установили принимать в день святого Георгия, 23 апреля (ст. ст.), икону Рождества Пресвятой Богородицы из Абрамовской церкви. В этот день многие из жителей приходили за святой иконою в Абрамово еще к Божественной Литургии. Другие для встречи ее выстраивались вдоль дороги, третьи – при входе в Кимры. Всякий старался хоть сколько-нибудь понести икону Заступницы Небесной. После вечернего богослужения икона в сопровождении Крестного хода из Покровского собора при многочисленном стечении народа была провожаема до конца села. Многие кимряки сопровождали икону до самого Абрамовского храма. Так и сейчас, уже в новом веке, сотни кимряков встречают святые иконы, прибывающие в город вместе с Волжским крестным ходом.
Читая вместе с вами «Летопись», мы столкнемся с множеством людей, которые оставили заметный след в деловой, общественной, культурной жизни Кимр. Так, 16 апреля сход кимрского сельского общества выразил соболезнование Софье Ивановне Собцовой по случаю кончины ее мужа Николая Ивановича Собцова. А также выразил благодарность и признательность Клавдии Алексеевне Зубовой за пожертвование средств на ремонт женского министерского училища. Обе эти фамилии объединяет широкая попечительская деятельность на ниве народного образования.
В 1894 году на пересечении улиц Тупицкой и Безымянной (ныне К. Либкнехта и Луначарского) потомственная почетная гражданка Клавдия Алексеевна Зубова строит на свои средства и в память своей матери Е.В. Полежаевой, урожденной Малюгиной, новое каменное здание для женского училища. Так что долгие годы училище звали то Зубовским, то Полежаевским.
И Полежаевы, и Малюгины были широко известны своей благотворительной деятельностью. Так, купцами Полежаевыми в Калязине было построено здание механико-технического училища, которое сегодня мы знаем как Калязинский машиностроительный техникум и с которым связаны годы ученичества многих и многих кимряков. Не так давно, в 2018 году, техникум отмечал свое 115-летие.
Ну а наше, Зубовское, было по тем временам самым большим и теплым школьным зданием в Кимрах. Классные комнаты были просторными и светлыми. В 1900 году из системы земских учреждений женское училище переходит в ведение Министерства народного просвещения.
Почетным блюстителем училища, сообщает нам все тот же А.С. Столяров, был Николай Иванович Собцов, и двери его дома были всегда открыты для учительского персонала. После его смерти сельский сход попечительницей училища избрал Софью Ивановну, супругу почившего. Семейную традицию продолжила и дочь Собцовых – Анна Николаевна. Она возглавила открывшуюся в 1909 году частную женскую гимназию (тогда еще прогимназию) и преподавала в ней. Гимназия расположилась в доме В.И. Шокина, который сохранился до наших дней (бывший филиал средней школы №13, сейчас здание торгового центра с аптекой), чего не скажешь о министерском женском (Зубовском) училище. Одно время, уже в советские годы, в здании находилась начальная школа, потом колодочный склад обувной фабрики, ну а с перестройкой, попав в частные руки, здание было разрушено и почти утрачено. И все же именно местные предприниматели его отремонтировали и сохранили.
«Летопись событий села Кимры Тверской губернии» охватывает последние месяцы 1905 года и практически первую половину 1906-го. Первая ее часть была издана тоненькой книжечкой, всего в несколько листиков, А.С. Столяровым в 1906 году. Вторая, в рукописи, хранится в Кимрском краеведческом музее.
Полностью этот уникальный документ истории Кимр был напечатан в газете «Кимры Сегодня» в 2008 году впервые. В то время исторические записки казались как никогда актуальными. Но прошло 10 лет, изменилась страна, поменялся наш город, однако детальное описание быта и нравов кимряков – летопись революционных событий, смутных времен и общественной консолидации – востребовано и сейчас, в первую очередь для образованного человека.
Предваряя редакционный проект «Кимрское историческое наследие», уместно вновь напомнить слова П.И. Бартенева: «Мы слишком богаты общими выводами и теоретическими разглагольствованиями, в исторических сочинениях наших нам нужно больше фактических рассказов, которые, конечно, тем ценнее, чем осмысленнее». И тогда прошедшее будет не только любопытно, но и поучительно.
По материалам Галины КРЮКОВОЙ
На снимке: женское министерское училище долгие годы звали в Кимрах то Зубовским, то Полежаевским, 1894-1917.