Домом С.Н. Собцовой заканчивается нечетная сторона улицы Ильинской. Но наш диалог прошлого с настоящим далек от завершения.
На противоположной стороне лежит Майская площадь. В досоветское время она называлась Торговой и простиралась до самой Кимрки. Стоящих сегодня на заднем плане строений не было. В базарные дни площадь была буквально запружена народом. Торг шел, казалось, всем, что только можно было изготовить, состряпать, привезти. Но обувью, по воспоминаниям старожилов, здесь не торговали. Сапожный торг бурлил на соседней – Большой Соборной площади, которая практически примыкала к Торговой. На последней же стояло большое количество палаток, ларьков, в которых было выставлено все, что требовалось для дома, для семьи. Сновали лоточники. Человек с сапожного базара мог приобрести, далеко не ходя, и одежду, и мануфактурный товар, и зонты, и головные уборы. А также домашнюю утварь: решета, корыта, корзины, колеса и другие предметы крестьянского быта – косы, серпы.
С установлением советской власти меняется как внешний вид площади, так и ее характер. Она становится излюбленным местом проведения демонстраций, в частности, первомайских, и начинает именоваться Майской.
В середине 20-х годов прошлого века на этой площади силами молодежи был создан первый в городе сквер, а со временем – установлен памятник Сталину. В 60-е годы, после развенчания культа личности, памятник демонтировали, а заодно обновили посадки из кустов и деревьев. Позже на площади располагалась городская Доска Почета. В 1979 году главное место на площади занял бюст легенды отечественного и мирового самолетостроения, нашего земляка Андрея Николаевича Туполева. Автор памятника – заслуженный художник РСФСР, скульптор Х.Б. Геворкян, архитектор А.Г. Голубовский. Открыт памятник был 7 сентября 1979 года. Любопытно, что в то время Туполев уже был трижды Героем Социалистического Труда. Но на бюсте оказалось только две звезды Героя. Это показывает нам, сколь долгим бывает путь от принятия решения до его осуществления. Сейчас все правильно – звезды три.
Теперь обратимся к архитектуре Майской площади. Здесь преобладают исключительно ансамбли. Слева от площади тянутся Торговые ряды, вернее – то, что от них осталось. Сооружены они были на месте более ранних торговых помещений в два приема. В 1904-м утвержден проект и строительство начинается, а уже в 1909 году так называемые «новые ряды» распахнули двери своих магазинов для покупателей.
Оба корпуса выдержаны в стиле кирпичной эклектики, с элементами русского стиля. По изначальному проекту предполагался еще и третий корпус, который должен был стоять еще дальше и спускаться по склону, продолжая ряды торговых лавок на Большой улице, вплоть до Кимрки. По финансовым причинам третье здание не построили, но даже то, что удалось сделать, поражало путешественников своей эстетичностью. Все фасады здания парадные, каждое имеет 8 осей по главной и 2 оси по боковым фасадам. Каждая ось (блок) двухэтажная, полностью автономная от соседних, имела свой вход со стороны Большой улицы и Торговой площади. Внутри блока расположены лестницы в подвал и на второй этаж. Каждая ось на фасаде выделена отдельным ризалитом с рустом на первом этаже (тянется вокруг всего здания). Второй этаж украшают две симметричные пилястры, с кубоватыми капителями. Венчает каждую ось фронтон-щипец со шлейфовым орнаментом, имитирующим ренессансные мотивы в европейской архитектуре.
Торговые ряды были средоточием большого количества магазинов, лавок, складов, здесь била ключом деловая энергия предприимчивых кимряков. Например, владельцем одного из магазинов был Алексей Васильевич Бушуев. Он являлся и крупным производителем мужской, дамской и детской обуви. За свои изделия был удостоен бронзовой медали на Всероссийской выставке 1882 года и серебряной – на Ремесленной выставке 1885 года.
Кипела жизнь в этих стенах и в годы советской власти. Правда, теперь здесь размещались государственные магазины, мастерская индивидуального пошива одежды, не имевшая недостатка в клиентах, парикмахерская и прочие заведения. В Великую Отечественную войну здание переоборудовали под швейную фабрику, которая в конце 1970-х переехала в новый корпус на Вознесенской стороне. С уходом швейников жизнь в здании стала постепенно замирать, пока совсем не умерла.
Если же заглянуть глубже в историю, например, в начало XIX века, то на месте торговых рядов, как сообщают некоторые источники, мы обнаружим Кимрский казенный питейный дом. И не было бы нужды о нем говорить, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что в нем находился Нерукотворный образ Христа Спасителя. Выполнен он был прекрасным древним иконным письмом и помещен в серебряную ризу. По большей стороне икона составляла 13 вершков и 3 четверти, что в переводе на современные единицы исчисления – 60,5 см.
Когда и как икона попала в столь неподобающее для нее место, сказать точно не могли уже в то время. Но очевидно было, что святыня долго находилась в питейном доме и привлекала к себе многих богомольцев. Вместе с тем, большая часть населения скорбела, что образ находится в непотребном месте. Кимрские крестьяне и церковные старосты в июле 1825 года и в октябре 1832 года выходили с прошениями в Тверскую Казенную палату о перенесении светлого образа из питейного дома в церковь села. Но прошения не были удовлетворены на том основании, что образ принадлежит казне. В 1832 году крестьяне и церковный староста Рыбкин приложили 50 рублей к прошению с тем, чтобы 25 рублей поступили за икону и 25 рублей – за украшения. Но палата деньги вернула и икону в храм не отдала.
В августе 1836 года архиепископ Тверской и Кашинский Григорий, обозревая свою епархию, прибыл в Кимры и узнал о Нерукотворном образе Христа Спасителя. Начинается длительная переписка и тяжба светских и духовных властей, которая заканчивается летом 1839 года предписанием г-на министра финансов немедленно передать икону со всеми ей принадлежащими вещами и украшениями в кафедральный собор Твери. И 21 июня протоиерей Василий Иванович Истомин доставляет святыню в Тверь. Кимряки хотят видеть икону в своем храме и в 1861 году обращаются с просьбой вернуть ее. Но получают отказ на том основании, что икона всегда была собственностью казны. В Тверском же кафедральном соборе Нерукотворный образ Спасителя, взятый из кимрского питейного заведения, помещен близ южных входных ворот неподалеку от гробницы Михаила Ярославича, узнаем мы из февральской книжки «Исторического вестника» за 1896 год. Вот такая история.
Что же до питейного дома, то он сгорел во время пожара 1859 года, уничтожившего все село.
На снимке: Майская площадь, учебные маневры.