Сегодня в нашей рубрике мы публикуем материал в помощь тем, кто собирается открыть собственное дело. Руководитель аудиторской фирмы Алина Чистякова дает несколько советов о том, как избежать самых распространенных ошибок. Во многом ошибки, о которых пойдет речь, влияют на налогообложение, взаимоотношения с госорганами и, как следствие, на выживаемость нового бизнеса.
Совет №1. Необходимо тщательно обдумать, каким видом деятельности будущие ИП планируют заниматься. Во-первых, работа должна быть в удовольствие, а не в тягость. Во-вторых, выбранный вид деятельности должен входить в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Не всегда желаемое можно четко классифицировать. Поэтому первое, с чего лучше начинать будущим ИП – просмотреть ОКВЭД и выписать себе в соответствии с кодовыми значениями те виды деятельности, которыми планируете заниматься.
Совет №2. Необходимо подумать над выбором системы налогообложения до момента регистрации компании. От этого могут зависеть и дальнейшие управленческие шаги, и налоговая нагрузка предприятия. Ведь в результате ошибки могут стоить дорого: сумма налогов в бюджет в случае неправильного решения может оказаться настолько высокой, что проще и дешевле будет зарегистрировать новую компанию. Либо искать иные способы ее снижения, не всегда законные.
При выборе налоговой системы стоит посоветоваться с разными людьми, особенно с теми, кто будет вести бухгалтерский учет в вашей компании. Запомните: открыть компанию в нашей стране гораздо легче, чем ее потом закрыть.
Совет №3. Нужно следить за получением уведомлений или свидетельств о регистрации в разнообразных фондах (ФСС, ПФР, ФОМС и так далее). Первичная регистрация в фондах проходит в «режиме одного окна» (т.е. налоговая служба регистрирует в фондах организации и ИП автоматически). Свидетельства потом приходят заказными письмами на адрес регистрации. Как показывает практика, эти письма не всегда доходят до адресатов. Отсутствие регистрационных номеров в этих фондах приводит к тому, что когда приходит срок сдачи отчетности, номеров нет, отчетность сдать невозможно. А несданная в срок отчетность грозит штрафом.
Совет №4. Необходимо своевременно сдавать отчетность в налоговые органы и фонды. Многие либо просто забывают, либо не знают, что, куда и в какие сроки нужно сдавать. Независимо от того, в какой момент вы получили свидетельство о регистрации, даже если в последний день квартала – организация обязана предоставить налоговую и бухгалтерскую отчетность в том объеме и в те сроки, которые предусмотрены текущим законодательством РФ и выбранной системой налогообложения. Чаще всего такие проблемы возникают при сдаче сведений о среднесписочной численности работников за прошедший год. Многие индивидуальные предприниматели считают, что если у них не заключены трудовые договора с работниками, то эту отчетность им сдавать не надо. Однако это неверно. Данный вид отчета нужно сдавать обязательно и в установленные сроки, только данные в нём будут «нулевые».
Совет №5. Своевременно информировать налоговую инспекцию, ПФР и ФСС об открытии или закрытии расчетного счета организации в банке. С этого года субсидия на открытие собственного дела перечисляется центром занятости либо на расчетный счет компании, либо почтовым переводом. При открытии либо закрытии счета в банке необходимо в установленный законодательством срок (7 календарных дней) отправить уведомлении об этом событии в свою налоговую службу, ПФР и ФСС. Образцы уведомлений можно получить в налоговых органах и фондах или найти в Интернете. Но чаще всего об этом забывают и вспоминают лишь тогда, когда приходит требование явиться для дачи объяснений. Нужно иметь в виду: штраф за данную ошибку равен 5 тысячам рублей с каждой организации, не отправившей уведомление.
Помните, что индивидуальный предприниматель имеет право работать и без расчетного счета. Поэтому открывать его или нет – решайте сами. Главное, определитесь — будете ли вы им пользоваться, чтобы он не был для вас обузой. Потому что и за открытие, и за обслуживание, и за закрытие расчетного счета придется заплатить комиссию банку.
Совет №6. Необходимо своевременно регистрировать в ПФР и ФСС трудовые договора, заключенные с работниками. Если при первичной регистрации в налоговой службе регистрация в фондах происходит автоматически, то при заключении трудового договора с работником на предпринимателя возлагается самостоятельная регистрация в ПФР и ФСС. В ПФР комплект документов подается в течение 30 дней с момента заключения договора, в ФСС – в течение 10 дней. Несвоевременная подача документов грозит штрафом 5000 руб.
Совет №7. Помните о лицензировании. Существуют такие виды деятельности, которые подлежат этой процедуре. Осуществление такой деятельности без должных документов грозит большими штрафами, а также лишением свободы на срок до 5 лет. Для некоторых видов деятельности лицензия может быть заменена какими-то другими требованиями, например, членством в саморегулируемой организации (СРО).
Совет №8. Не забывайте о кассовой дисциплине. Если вы не переведены на уплату ЕНВД (таким предпринимателям разрешено не применять ККТ), то при наличных расчетах за товары, работы или услуги обязаны применять кассовый аппарат, зарегистрированный в налоговом органе, и выдавать покупателям кассовые чеки. Такие правила установлены в РФ при работе с наличными денежными средствами. В том числе и для компаний, применяющих УСН. Если только вы не занимаетесь оказанием услуг населению, для которых предусмотрена возможность использования бланков строгой отчетности (БСО) вместо кассового аппарата. Бланки должны быть напечатаны в типографии, а не на компьютере.
Совет №9. Возьмите себе за правило сдавать отчетность в налоговую или фонды, вести переписку с этими органами в двух экземплярах. Второй экземпляр с отметкой о получении храните у себя на случай, если первый потеряется. Такое, к сожалению, отнюдь не редкость.
Могу с уверенностью сказать, что меньше всего ошибок на старте совершают люди, которые консультируются со специалистами до начала регистрации фирмы. Как говорится, предупрежден – значит вооружен!
Ксения СЁМИНА