Возвращение деревянных скульптур Абаляева

В Кимрском краеведческом музее работы известного резчика по дереву Ивана Михайловича Абаляева вернулись из фондов в выставочный зал.

Первая выставка экспонатов И.Абаляева после больших ремонтных работ в музее была открыта в юбилейный год его рождения – 2016-й. Небольшие вырезанные из дерева фигурки мастера-самоучки запомнились всем посетителям, побывавшим на той выставке. Экспозиция стала одной из самых востребованных. Скульптуры и бытовые сценки из жизни сапожников начала прошлого века привлекли внимание кимряков, туристов, гостей города достоверностью, смелостью раскрытия темы, изяществом и мастерством самобытного умельца. К большой радости, экспозиция вернулась в выставочный зал и языком искусства продолжает рассказывать новому поколению о жизни города, раскрывать время, когда Кимры были селом. Напомним, через год будет отмечаться юбилейная дата – 120-летие со дня рождения Ивана Михайловича Абаляева (30 марта 2021 года).

На открытии выставки присутствовали студенты Кимрского колледжа во главе с педагогом-воспитателем О.В. Орловой. А встречал всех «Иван Абаляев» – портрет, недавно написанный художником Алексеем Орловым. Молодежь разного возраста с большим вниманием слушала ведущую Татьяну Петровну Томилину.

Не один век Кимры славит бренд «Столица сапожного царства», вряд ли кто из нынешних ребят воочию видел надомную работу сапожника. Хотя родители многих  – обувщики, работали на местных фабриках и рассказывали, как готовится обувь на специальных установках. А в те времена Иван Абаляев не только наблюдал, но и познавал сапожничество с первых лет жизни.

НАПОМНИМ ИЗВЕСТНОЕ

Он родился в 1901 году пятым ребенком в семье крестьянина Михаила Абаляева. Деревня Нутрома, где жила семья, расположена на высоком берегу Волги в нескольких километрах от села Кимры. Трудолюбивый Михаил Павлович работал по крестьянству, а в свободное время сапожничал из «хозяйского сырья», на собственную закупку денег не было. Отец посадил Ваню на липку работать вместе с собой и со старшими братьями, когда ему было десять лет. В ту пору мальчик любил рисовать, он копировал с картинок, какие попадались под руку, вывешивал свои рисунки на стену, что-то вырезал из дерева. Лет через пять Иван выучился шить простые башмаки, но они уже не пользовались спросом, и хозяин перестал выдавать отцу сырье. Пятнадцатилетний юноша «пошел в люди», стал работать у соседа – Тимофея Изотовича. Шил штиблеты. Затем уже вместе с отцом занялся их изготовлением у себя на дому. Только теперь мастером был он, а отец – «под рукой» у сына. В начале 20-х годов Ивана Абаляева призвали в Красную армию, два года служил в Москве, большую часть работал на фабрике, готовил солдатскую обувку.

ДОРОГА К ТВОРЧЕСТВУ ТЕРНИСТА

По возвращении домой женился и в свободное от сапожничества время занимался творчеством – вырезал из дерева фигурки. Детская мечта стала осуществляться, ведь первой деревянной скульптурой, которую он изготовил, была кошка, потом собака, курица и другие зверушки, птицы, на которых он засматривался, разглядывая журналы и открытки. Потом по иллюстрациям к книгам стал мастерить скульптуры людей: Пушкин, охотники, пахарь, рыболов. По воспоминаниям, которыми он позже делился с калининскими искусствоведами, узнаем, что начало творчеству все же положили колодки: сапожники их закупали, а Иван еще парнишкой сам вырезал. А вот вернувшись из армии, он уже не хотел копировать с картинок и, вспоминая свое детство, проходившее в кругу сапожников, их быт, интересы, подключил к делу творческую мысль. Однако семейные обязанности требовали башмачного промысла и крестьянской работы. Вырезать фигурки брался, когда оставалось свободное время. Тогда это творчество было в ходу, в основном изготавливали игрушки для детей, бытовую утварь. На слуху в округе были целые артели деревянных, глиняных, фарфоровых игрушек. Но Абаляев хотел большего. В 1929-30 годы Иван Михайлович вырезал «Кустаря-башмачника за работой». Скульптуру приобрел Кимрский музей, она понравилась директору. Трудная жизнь была в ту пору у кимрских сапожников. Из книги калининского искусствоведа С.Н. Юренева «Кимрский резчик по дереву Абаляев», 1940 год»: «Тяжело живется мужикам. Заработки плохи, хозяйчики всю «кровь высасывают». Для многих одна радость – в кабаке про все забыть: про бедность, про горе». Отец Ивана не злоупотреблял горькой, а вот дед, говорят, был страстным до сего занятия.

В 1930-35 годы Иван Абаляев изготовил несколько групповых работ, характеризующих жизнь кустарей, и статуэтку маршала К.Е. Ворошилова на коне, которую Клименту Ефремовичу подарил Калининский промсовет. Изготовил скульптуру Ленина и бюст Пушкина. Его пригласили принять участие в выставке Центрального дома крестьянина в Москве. Работы понравились посетителям и искусствоведам, некоторые из них приобрел Музей народоведения. С той поры Абаляев полностью отдался творчеству.

СВЯЗЬ ДУШИ И ВРЕМЕНИ

Через несколько месяцев появились новые групповые работы. На одной – мать разговаривает с пожилым состоятельным хозяином о принятии сына на учебу. В следующей композиции («Отказ в сырье») прослеживается беда, которая лет десять назад постигла семью Абаляевых, для них она была предвестником нищеты. В этих работах, утверждают искусствоведы, скульптор еще не смог вложить в образы героев живые струнки души. А вот через пару лет Иван Абаляев представил «Проводы в учебу. Встреча из учебы». На первой композиции мать пригорюнившись провожает в ученики сына, одетого в рваную одежду, в опорках на ногах. На второй – она, постаревшая, встречает исхудавшего, с провалившимися щеками сына, но в сапогах и с валенками через плечо. Здесь уже прослеживаются чувства. Много у Абаляева работ, рассказывающих нам о пьянстве сапожников: «Возвращение с базара», «Пируют у кулака», «Встреча праздника у кустаря» и другие. Пьяные лежат под столом, на дороге, замахиваются и бьют жен… «Перед посетителями предстает картина крайней культурной отсталости, темноты, невежества, которые царили в дореволюционных Кимрах», – журналист, краевед П.Орешкин «Кимрский музей местного края. Путеводитель».

В конце 30-х Иван Михайлович стал отображать жизнь советского человека. Его «Пионеры» с сумками и портфелями твердым шагом, с высоко поднятой головой спешат в школу. Труд и быт совсем другой. «Уголок коллективной работы» считается лучшей в этой теме. Автор показал сосредоточенный коллектив, занятый любимым делом – пошивом башмаков. Ловкость, умелость, тонкость исполнения деталей видны в каждом их движении. Запечатлел скульптор и то, как советский человек проводил свой досуг. В работе «Красный уголок» шестеро мужчин играют в шашки. А вот и семья, живущая в достатке: нарядно одетые муж, жена и ребенок за семейном столом с самоваром и пирогами. Но лучшей работой многие считают фигуру рыбака. Скульптура «Рыболов» поражает динамикой. Часто клев длится секунды, а у рыбака в напряжении все мышцы и мускулы. В скульптуре чуть привставший с места ловец решает: вытягивать уду или подождать, чтобы не вспугнуть рыбу. Эту работу, а также скульптуру «Мальчик» в свое время приобрела Калининская областная картинная галерея. Автор очерка о кимрском мастере резьбы по дереву С.Н. Юринев говорит, что Абаляев не думает о декоративной цели своих работ, он поучает, в этом его сходство с художниками-передвижниками.

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА АБАЛЯЕВА

Мы напомнили читателям о том, что скульптуры кимрского резчика еще при его жизни приобретали многие музеи и галереи, что прославляло Кимры – столицу «Сапожного царства». К 50-летию Великого Октября П.Орешкин составил путеводитель по местному краеведческому музею. В нем один из разделов посвящен шестому залу, где посетители знакомились с зарождением фабричной формы производства обуви. Это были славные годы для Кимр, ведь в 1901 году открылось движение по Савеловский железной дороге, соединявшей село Кимры с Москвой. Забурлила торгово-промышленная жизнь: село получило широкие возможности вывоза обуви и доставки сырья. В эти годы возникают механические производства обуви. Предприятия небольшие, но назывались звучно: «Фабрика». «Рабочих посадских цехов отличало чувство товарищества, коллективизма, сознание общности интересов. Вот почему посадчики явились передовым отрядом кимрских рабочих в революционных событиях 1905-07 годов. …Очень выразительным экспонатом является большая резная скульптура И.М. Абаляева, изображающая рабочего-посадчика, который выступает на митинге перед товарищами», – из очерка С.Н. Юринева. Стачки, забастовки, митинги продолжались вплоть до июля 1914 года, но семья для многодетного сапожника была главнее. В Кимрах – центре кожевенно-обувного производства – всегда в ходу был базар, на который съезжались скупщики.

АБАЛЯЕВ В МУЗЕЕ

Еще до своей реконструкции экспозицию «Кимрский обувной базар» музей оформил скульптурами Ивана Абаляева. «В центре комплекса большая диорама, изображающая зимний базарный день – субботу. На заднем плане массивное здание собора, на переднем – ряд «самостоятельных» кустарей, продающих свою обувь. По ряду неторопливо прохаживаются скупщики», – П.Орешкин. Смастерил – продал, в этом смысл деятельности обувных дел мастера при большой конкуренции. Старшее поколение кимряков, посещая музей, вспоминали времена их молодости, когда с огромным трудом зарабатывали на кусок хлеба, а хозяин мог строго наказать и лишить денег за малую провинность. Их дети, взрослея, знакомились с жизнью и трудовой деятельностью родителей, а позже вспоминали свое детство, всматриваясь в резные скульптуры Абаляева. Кстати, благодаря музею кимряки смогли познать замечательный талант скульптора-самоучки Ивана Михайловича Абаляева, который высоко оценивали известные советские художники: живописец Мартирос Сарьян и скульптор Вера Мухина.

Искусствовед С.Н. Юренев в своей работе так отзывался о нем: «Затрудняюсь назвать Абаляева скульптором-самоучкой… Абаляева должно рассматривать как вполне сложившегося и неустанно прогрессирующего мастера, к которому мы можем предъявлять требования, как к любому художнику-профессионалу».

Имя кимрского скульптора, представленное работой «Праздник в семье владельца крупной мастерской» (1984 год, Югославия), внесено во Всемирную энциклопедию наивного искусства. В энциклопедии сказано: «Этот народный скульптор пытался выразить характер изображаемых персонажей вместе с отношениями между ними, отвергая все, что он полагает излишним. Для него одинаково важно как само изображение, так и средства его передачи, и хотя его фигуры окрашены, под краской ощущается и текстура, и масса дерева». (Директор музея В.П. Покудин предполагает, что они окрашены бывшим директором Шокиным, ведь он по образованию химик.) Скульптуры Ивана Абаляева демонстрировались в нескольких городах Европы. Как писали о нем критики, уже в первых работах налицо виртуозное владение материалом и инструментом. Последней работой кимрского умельца стала скульптурная группа «Собрание по организации колхоза в 1930 г.». Над этой сложной композицией из десяти фигур автор работал всю первую половину 1941 года. А потом – война, он погиб или пропал без вести, когда ему было 40 лет. Но и за столь короткий жизненный путь Ивану Михайловичу Абаляеву удалось создать образы, которые навсегда вошли в историю мирового искусства.

На снимке: скульптуры и бытовые сценки из жизни сапожников начала прошлого века привлекли внимание кимряков, туристов и гостей города.

Оставьте комментарий