Возвращение в себя

13 марта в храме Вознесения Господня Общество трезвости имени сщмч Сергия Константинова принимало в свои ряды граждан, желающих избавления от пагубных пристрастий – алкоголизма и наркомании.

НЕМНОГО ИЗ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Затерянный «островок» трезвости в России пытаются найти давно. Трезвенническое движение началось летом 1858 года. Тогда народ восстал против откупщиков в ответ на повышение ими цен на водку, а распространяли алкоголь 80000 питейных заведений. Развитие капитализма повлекло за собой развитие пьянства. Правительство провело ряд мер, но они не возымели действия. В 1882 году в Московском государственном университете возникло первое общественное трезвенное движение. Профессор университета С.А. Рачинский, преподаватель математики и ботаники, дал обет трезвости, чтобы послужить примером для своих воспитанников. В то время лишь предостерегали против злоупотребления алкоголем. И только позднее зачинатели борьбы с пьянством поняли, что истина успеха в том, чтобы вовсе не употреблять спиртного. Тогда на помощь пришли священнослужители. В 1889 году вышел указ Синода по борьбе духовенства с народным пьянством. Предписывалось, помимо создания обществ трезвости, широко вести пропаганду трезвости. Количество обществ было невелико, в среднем не более нескольких десятков на губернию. Большинство из них – отделения более крупных обществ, самостоятельных – по Тверской епархии на 1906 год всего 8, с отделениями 20.

А В КИМРАХ

В 1900 году священнослужителем Троицкого храма Иоанном Никольским было создано Троицкое общество трезвости. Исторические документы и фото сохранили место размещения общества – «Чайная. Угол Конной и Ильинской улиц» (ныне здание Кимрского краеведческого музея). Общественники арендовали тогда надстройку дома знатного кимряка и проводили там встречи с беседами. Отец Иоанн призывал прихожан приступить к трезвому образу жизни и вступать в Троицкое общество. Кимряки давали обет, вносили взносы, содержали ночлежки для бездомных, предоставляя каждому нуждающемуся кровать с чистым постельным бельем. А «ночлежник» не должен был употреблять спиртные напитки, не курил и покидал заведение до 8 часов утра. В Троицком обществе трезвости проходили литературные вечера, концерты, выступали как местные таланты, так и заезжие столичные артисты. В России выходили трезвеннические журналы, которые читали и обсуждали. Собиравшиеся в стенах «Чайной» сапожники опровергали стереотип о людях профессии, якобы склонных к алкоголизму больше других. В подтверждение тому нам досталось чудесное наследство – архитектурные строения предков. Были ли они пропойцами или выпивохами, как называли их в народе, ответ налицо. Но тогда наступили времена войн и революций, в России по инициативе русского народа был принят Сухой закон. Вышел запрет на распространение алкогольных напитков. С запрещением их продажи и началом Первой мировой войны отпала необходимость в обществах трезвости. (Сухой закон отменил В.Ленин в 1924 году.)

Война требовала денег. В 1914 году было принято решение расходовать средства, пожертвованные в епархии, на организацию госпиталей непосредственно на местах. В Кимрах госпиталь находился под опекой женского Троицкого монастыря (бывшей общины, ставшей к тому времени обителью), в теснейшем единении пастыря и прихожан…

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ – ПЕРВАЯ В ОБЛАСТИ

В наши дни протоиерей Андрей Лазарев, настоятель храма Вознесения Господня. Много лет борется с алкогольной и наркотической зависимостями в городе и области. Отец Андрей осознает, что проблема пьянства всегда стояла особенно остро, угрожая национальной безопасности. Многие дети вовлечены в пивоманию, курение, употребление энергетических напитков. Эффективно противостоять алкогольной и наркотической угрозе можно только вместе, объединив усилия. Реабилитационный центр помощи наркозависимым «Радуга», созданный в Кимрах при храме Вознесения Господня. Первый в России центр, работающий по самой передовой в мире программе терапевтического сообщества, уже имеет определенный опыт реабилитации. Но надо помогать и тем, кто не на учете, привлекать их в новое общество.

Кимрский Вознесенский храм, борющийся с пагубными привычками, обуявшими людей, 13 марта первым в области в постперестроечное время учредил приходское общество трезвости для всех страждущих.

Начало прошло в святые дни Великого поста и к пятилетию с той даты (конец февраля 2013 года), как Центр «Радуга» принял на реабилитацию первых пациентов. Протоиерей Лазарев совершил молебен и провел беседу с теми, кто решил встать на путь трезвой  жизни.

Отец Андрей сказал: «Вы начали бороться за себя, за родных и близких, за свою Родину. Стакан – оружие самоубийства, губитель душ человеческих. На тропу порочной жизни каждый человек ступает сам. Жизнь свою он начинает трезвым, без всяких зависимостей. Это потом, с возрастом, он попадает в беду, сдаваясь в плен «зелёного или белого змея».  Сегодня, на Крестопоклонной неделе, каждый из вас берет в руки свой Крест трезвой жизни, давая обещание Богу – перед Евангелием и Крестом, обязуясь пронести его достойно. Обет трезвости предполагает решительное изменение всей жизни человека, который должен начать путь нравственного и духовного совершенствования. Алкоголизм, наркомания – это страсть, от которой ни один человек не способен избавиться без благодати Божией. Терпения всем».

Помолившись с искренней верой в Божью поддержку, семь воспитанников центра «Радуга» и прихожанка храма зачитали каждый свой текст обета трезвости с именем участника, периодом, на которое дается обещание воздержания.

Пример подал сам протоиерей Андрей Лазарев, который, кстати, дал обет трезвой жизни на всю свою жизнь, а также – три сотрудника Центра. Одиннадцать человек и настоятель храма стали зачинателями благого дела в Кимрах. Члены Общества не только обещали не пить, не принимать наркотики, но и не курить, не сквернословить, не участвовать в азартных играх.

На столь важном событии присутствовал клирик Марфо-Мариинской обители города Москвы диакон Иоанн Клименко, возглавляющий Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение», координатор православных обществ трезвости, который поддерживает тесную связь с центром «Радуга».

– Сегодня великое событие в вашей жизни. Благодарим вас за вашу решимость, но прошу не забывать главного: только с Божией помощью можно сдержать данное вами обещание! Вера в Бога поможет вам успешно пройти тот путь, на который вы сегодня встали. Это первый и очень важный этап, но главное – стать новым человеком, найти свое место в жизни, не отступить назад, – сказал в своем напутствии диакон.

Отец Иоанн, по сложившейся в России традиции, вручил каждому образок «Неупиваемая Чаша» – знак трезвенника и грамоту Обета трезвости.

Кимрское Общество трезвости открыто для наркозависимых, алкоголезависимых, игроманов и для тех, кого называют созависимыми: их родных и близких. Членство не предусматривает денежного взноса. Подробную информацию, время и место встреч членов Общества каждый желающий может узнать, позвонив по телефону: 8 (903) 631-69-69.

МНЕНИЕ ВРАЧА

Главный кимрский нарколог Сергей Новиков дал высокую оценку данному событию. Сергей Александрович сказал: «Опыт реабилитации наркозависимых, начало которому несколько лет назад положил протоиерей Андрей Лазарев, действенный, его перенимают храмы и общественные организации других регионов. А то, что при церкви Вознесения отец Андрей организовал еще и Общество трезвости, является подтверждением тому, что он серьезно занят проблемой и не останавливается на достигнутом. В Кимрском наркодиспансере на учете сегодня 1050 граждан, страдающих алкоголезависимостью, и 83 наркозависимых. Удручает в сложившейся ситуации то, что возраст начинающих употреблять алкоголь – старший подростковый, наркозависимым же в основном за 30 лет. Опыт показывает, что для успешного избавления от зависимостей требуется не только медицинское лечение, больные нуждаются и в духовном исправлении. Без сомнения, сегодня церковь в этом деле – главный помощник всему нашему сообществу».

P.S. Еще в начале XIX века выдающийся российский педагог С.А. Рачинский подчеркивал, что человек должен непременно осознать главный мотив присоединения к обществу трезвости – «желание жить жизнью, Богу угодною». Он неустанно повторял, что главное направление православной трезвенной работы – это практическое осуществление заповедей Божиих.

Посредством оживления религиозного чувства и углубления познаний в православной вере люди без принуждения, естественным образом обретают трезвость.

Оставьте комментарий