Впечатление от выставки

1 ноября в городской Художественной галерее открылась выставка кимряка Алексея Остаева.

С конца 1990-х Алексей Евгеньевич живет с семьей в Москве, работает с издательствами, оформляет и иллюстрирует книги. О том, что Алексей Остаев – профессиональный художник-график, кимряки знают, ведь он и раньше знакомил со своим творчеством на персональных и коллективных выставках. Помнят его и местные мастера кисти, с ними он в детско-юношеские годы учился рисованию у Н.И. Хлебородова.

Сегодня Художественная галерея дала возможность увидеть и понять, насколько совершенствовалось творчество Алексея Остаева за последние годы. Сказать, что работы сложны по технике исполнения, мало: в них видны скрупулезные исследования истории многих государств, христианства и других вероисповеданий, а также мировой культуры. В итоге знания, воплощенные в небольшие по форме картины, пером Остаева передаются зрителю.

Учитель рисования Центра имени Панкова – В.И. Хлебородова пришла на открытие выставки со своими учениками, чтобы показать им, как сложна работа графика-оформителя, сколько она требует познаний, времени и терпения, а главное – владения техникой. Валентина Николаевна, вспоминая время учебы, сказала, что Алексей был гордостью изо-студии и она его считает младшим братом. На мероприятии присутствовало большое количество одноклассниц Алексея Остаева по общеобразовательной школе, о нем говорили, с ним фотографировались. Видно было, что художник и его творчество интересуют кимряков. На открытии выставки побывали депутаты гордумы. Председатель Виктория Романова с супругом Владимиром – коллекционеры. Виктория Константиновна поделилась воспоминаниями о знакомстве с Остаевым, дала оценку работам. Поддержать сына прибыл его отец – Е.А. Остаев, почетный гражданин города Кимры. Евгений Антонович рассказал о том, как Алексей вопреки его желанию стал художником. В Художественной галерее представлены живописные портреты матери Алексея и троих его детей – двух дочерей и сына. Эти работы показали, что стиль и жанр, отличные от графики, также подвластны ему.

Большой интерес посетителей к автору выставки подвиг на разговор с Алексеем Остаевым. Он согласился на беседу и ответил на вопросы.

– В какой общеобразовательной школе учились? В каком возрасте начали заниматься рисованием? Кого из студийцев запомнили?

– Учился в школе №14, окончил 10 классов в 1970 году. Рисую, сколько себя помню. В 1960-м пришел в рисовальный кружок при Доме пионеров к Н.И. Хлебородову. Ребят было много, общались, участвовали в выставках, городских мероприятиях. Невозможно забыть Игоря Хохлова, Александра Невалёнова, Евгения Кокорева, Татьяну Кобысь, Валентина Рубенштейна, Николая Шурыгина, Олега Нефёдова, Елену Гацко, сестер Хлебородовых – Валентину и Галину, конечно, и других. Горжусь, что все они стали художниками, архитекторами или дизайнерами-конструкторами. Многие окончили Строгановку.

– А вы?

– Я в 1971 году поступил в МВХПУ имени Строганова (теперь это академия). В 1977-м получил высшее образование по специальности «художественное конструирование промышленного оборудования, средств транспорта и предметов культурно-бытового назначения».

– С кем-то из однокурсников общаетесь?

– Конечно. Жил в общаге. До второго курса в комнате нас было трое, потом одно место отвели под мастерскую. Поддерживаю связь с Николаем Богачёвым известным художником. С нами училась Елена Языкова, она – художник-кукольник, открыла в Москве художественную галерею «Роза Азора». У нее талантливый сын, пошел по стопам отца и матери.

– У Вас есть какое-то особое отношение к самодеятельным художникам?

– Только положительное. Считаю, что профессионализм – это условная категория. Вспомним нашу художницу Любу Майкову. Редкий профессиональный художник так может написать картину, как она. В ее работах все сочетается: и сюжет, и композиция, и цвет. Не зря она известна миру. Работы Бабы Любы выставлялись в нескольких странах, ими восхищались.

– А Вы участвовали в каких-то конкурсах, фестивалях со своими работами?

– Принципиально не участвую в конкурсах. Это слово взято из спортивного лексикона. Еще раньше удивлялся словосочетаниям «спортивно-культурный комплекс», «спортивно-культурное мероприятие». Каждый художник уникален. Как можно сравнить колокольчик с ромашкой? Когда проводятся конкурсы, то работы следует привести к общему знаменателю, а художников невозможно распределить по «весовым категориям». Считаю, что настоящий художник – индивидуалист, нет смысла его работу подводить подо что-то.

– И что – никогда не участвовали в выставках?

– В выставках принимал участие, когда учился у Николая Ильича и в Строгановке. Позже, когда работал в журнале «Юность» с 1983 года до конца восьмидесятых, выставлял оригиналы обложек, живописные работы серии «Ностальгия по детским игрушкам» и другие в частных галереях Москвы. Участвовал в нескольких совместных выставках, которые проходили в Твери, Подмосковье. Выставлял работы, выполненные к другим журналам и книгам поэтов.

– Ваша любимая техника? Почему стали работать оформителем, иллюстратором книг, журналов, газет?

– Я люблю все, что оставляет след на бумаге. Люблю работать карандашом, не рекламирую, но лучшим считаю кох-и-нор, он не оставляет блеска. Первой книгой, которой увлекся в юности, была «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля, повесть о двух братьях, которые придумали свою страну. Вымышленный мир Лёльки и Оськи увлекал, но смущала какая-то оторванность от всего. Я стал интересоваться мифами народов мира. Увлечение вошло в мою жизнь. Со временем понял, что все они имеют один источник, один жизненный сюжет. Сделал много наработок. Сейчас продолжаю тему от Вселенского потопа, Вавилонской башни до наших дней. Всех персонажей запечатлеваю «на одном родовом древе». Создано несколько тысяч работ. Когда прочитал в журнале «Юность» повесть Фазиля Искандера «Чик на охоте», задумался о культуре многонациональной страны. Заинтересовал герой – мальчик-абхазец. Увлекся историческими исследованиями и антропологическими сравнениями народностей, заселивших когда-то кавказские земли, понял, что абхазцы близки к киммерийцам, рипейцам и к другим. Поэтому портреты нарисованных мною представителей этих народов я использовал для образа героев книг Ф. Искандера.

– Но ведь Вы, когда служили настоятелем храма в селе Щелково, расписывали церковь, восстанавливали иконы… Это же другая техника.

– Я был рукоположен настоятелем храма в 1989 году, он тогда восстанавливался после разорения. Если быть точным, то стоял один сруб из бруса, прогнившая крыша, а внутри все было обито фанерой. Службу проводил одновременно с реставрацией. Место это благодатное. До революции, рассказывают жители, видели, как из-под земли в небо светили три луча. Тогда был заложен фундамент под каменную церковь Святой Троицы. Следы от этого фундамента до сих пор сохранились. Потом построили на этом месте временную деревянную церковь «Успения Пресвятой Богородицы». В восстановлении церкви большую помощь оказали местные прихожане и дачники из Москвы. Был случай, который не забыть. Въезжает на территорию храма большой грузовик. Выходит водитель, говорит: «Вот, привез церковную утварь из Казани». Я знал, что архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий Меткин, будучи школьником из деревни Столбово, служил алтарником в этой церкви. И вот, когда владыка узнал о восстановлении храма, он очень помог. А когда ремонтные работы были закончены, приехал сам и отслужил в храме архиерейскую службу. Расписывали вместе с братом Игорем, он – потолок, я – иконостас и несколько икон. Библия, Евангелие – боговдохновенные книги, они многому учат, на многое раскрывают глаза. Сейчас вера у некоторых людей перемешана с язычеством. Когда идем в храм, просим Бога исполнить нашу волю, забывая слова Господней молитвы: «Да будет воля Твоя». Не зная жития святых, не написать икону, не выполнить роспись, ведь давно выработана стройная система расположения сюжетов в иконостасе и настенной росписи православных храмов. Сменилась техника, работают масляными красками, акрилом, но мы пишем иконы, как в старину, яичной темперой.

– Чем интересуетесь сейчас? Над чем работаете? Что в мечтах?

– Продолжаю изучать историю и мифологию, читаю исторические романы, хотя в них тоже много вымысла, но архетипически они все равно восходят к реальной человеческой истории. Интересуюсь мировой цивилизацией. Уже упомянутая нами Вавилонская башня – это столп Тщеславия. И не просто дерзновенная мечта человека подняться от земли на небо, но это еще и нарушение разумной технологии, говоря простым языком – халтура. Попытка сделать больше меньшими средствами: «наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести» (Книга Бытия гл. 11, ст. 3). Поэтому она и пала. Я написал уже две книги. Одна книга под названием «Ассура. Царица Вавилонская» была издана в 2005 году издательством «Терра» в серии «Избранницы судьбы». Закончил вторую – многострадальный роман «НИМВРОД. Строитель Вавилонской башни». Сейчас работаю над третьей – «Аровы девы», книга о древних тайных женских обществах. Собирать материалы и писать этот эпический цикл я начал более четверти века назад. Всегда интересовало родословие. Почему у нас оно идет по мужской линии, а есть народности, где женщина – глава рода?

Хочу издать «Конька-Горбунка», проиллюстрировать «Тысячу и одну ночь».

– Что подтолкнуло к решению устроить выставку в Кимрах? Вы довольны тем, как она прошла?

– Это было нынешней весной. Приехал в город, зашел в Художественную галерею посмотреть, что там выставлено. Подошла Ксения Бельведерская, спросила: «Не хотите ли устроить у нас свою персональную выставку?» Сказал: «Подумаю». Приехал еще раз. Обговорили предложение, назначили дату. Проведением выставки доволен, благодарен сотрудникам галереи, высоким гостям, одноклассникам. Благодаря этому мероприятию встретился с давними друзьями и знакомыми. Спасибо.

Алексей женат, супруга Людмила Викторовна имеет два высших образования: учитель-математик и технолог по изготовлению одежды. У них трое детей: Маша учится в московском колледже на фитодизайнера; Настя – девятиклассница, а сын Питирим – ученик 4-го класса. От первого брака у Алексея есть дочь Алиса, живет в Греции, в Салониках, окончила Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (философский факультет), пишет иконы в греческом стиле VIII-IX веков.

На снимке: Е.А. Остаев, почетный гражданин города Кимры (слева), А.Е. Остаев, профессиональный художник-график.

Оставьте комментарий