В этом году 30 марта исполнилось 115 лет со дня рождения талантливого кимрского скульптора Ивана Михайловича Абаляева (Оболяева), принесшего известность нашему городу.
Иван Абаляев оставил неподражаемое творческое наследие и при жизни получил признание не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. Его имя, представленное работой «Праздник в семье владельца крупной мастерской» (1984 год, Югославия), внесено во Всемирную энциклопедию наивного искусства. В энциклопедии сказано: «Этот народный скульптор пытался выразить характер изображаемых персонажей вместе с отношениями между ними, отвергая все, что он полагает излишним. Для него одинаково важно как само изображение, так и средства его передачи, и хотя его фигуры окрашены, под краской ощущается и текстура, и масса дерева». Работы Абаляева есть в фондах российских и зарубежных хранилищ, много скульптур и композиций демонстрируются в Кимрском краеведческом музее. Мастерство самоучки всегда удивляло не только любителей жанра, но даже профессиональных скульпторов.
Родился Иван в деревне Нутрома, в многодетной семье крестьянина-сапожника. В 1911 г. окончил два класса Предтеченской церковно-приходской школы. Из-за тяжелого положения семьи не смог продолжить обучение и вынужден был заниматься сапожным ремеслом, помогая отцу и братьям шить обувь. На себе познав тяжесть труда мастерового, быт и психологию сапожника, со временем убедительно и реалистично воспроизводил на доступном природном материале бытовые и семейные сцены кимряков. Жестокость хозяина, пьянство кустаря, материнская тоска по своему чаду, отданному в люди, – все это видел Иван с детства. Рабочий день ученика длился с шести утра до девяти вечера. Детей отдавали на обучение к хозяину с 8-9, чаще с 10-11 лет, на договорных условиях. Мастер брал мальчика в обучение на 4-5 лет, предоставляя ему стол, и пользовался трудом ребенка. За провинности он выговаривал себе право наказывать ученика.
Десятилетнему Ивану Абаляеву как-то попала в руки книжка с иллюстрациями передвижников, он стал срисовывать. Но больше, чем рисование, его привлекала резьба, работа с деревом. Кимрские кустари делали обувь на покупных колодках, Иван начал вырезать их сам, но его тянуло к творчеству. Одновременно вырезал рамки для фотографий, игрушки, ложки. Свою первую скульптуру Иван Абаляев вырезал из дерева в пятнадцатилетнем возрасте. Это была фигура кошки, сделанная им взамен разбитой гипсовой. Удача вдохновила, последовали скульптурные изображения собак, куриц и других животных. Все они были выполнены с книжных иллюстраций и открыток.
В 1920-22 годах Иван Михайлович служил в Красной Армии (большую часть времени провел на сапожной фабрике в Москве). В 1922-м вернулся домой, женился, затем долгое время болел, перенес тяжелую операцию. В 1927 году вместе с выздоровлением к Абаляеву вернулось неудержимое стремление к творчеству. После долгого перерыва из-под ножа скульптора вышли работы самой разнообразной тематики: изображение великого русского поэта А. Пушкина, перенесенное с рисунка из книги «Живой родник», фигуры Ворошилова, Ленина, пионеров, колхозников. Одним из лучших произведений Абаляева в области однофигурных работ является более позднее – «Рыболов» (1939 г.), точно передавшее момент напряженного ожидания рыбака. С 1928 года доминирующей темой в творчестве талантливого скульптора стало воспроизведение в пластике малых форм быта, нравов, социального положения кимрского кустаря-сапожника. Этой теме он посвящает такие скульптурные группы, как «Кустарь-сапожник за работой», «Обед у кустаря», «Отказ в сырье», «Воровство кожевенного приклада у жены», «Кимрский обувной базар» и другие. Но началом творчества Абаляева считают его первую фигуру «Кустарь-башмачник за работой», которую сразу выделил директор Кимрского краеведческого музея Николай Шокин. Он стал давать Абаляеву заказы, закупал работы в музей, организовывал выставки в Кимрах и Калинине, посылал резчика в Москву в творческие командировки, устраивал встречи с крупнейшими советскими мастерами, такими, как Вера Мухина и Мартирос Сарьян. Начиная с 1936 года Абаляев принимал активное участие в организованных Кимрским краеведческим музеем выставках изобразительного народного творчества местного края. Кроме того, дважды (в 1938 и 1939 гг.) устраивались его персональные выставки, принесшие мастеру заслуженную славу. Скульптуры Ивана Абаляева демонстрировались в городах Европы. Как писали о нем критики, уже в первых работах налицо виртуозное владение материалом и инструментом. Причем, резал Абаляев простым сапожным ножом. Последней работой кимрского умельца стала скульптурная группа «Собрание по организации колхоза в 1930 г.». Над этой сложной композицией из десяти фигур автор работал всю первую половину 1941 года.
Известно, что судьба даровала Ивану Михайловичу Абаляеву всего 40 лет жизни. Он погиб (другие говорят: пропал без вести) в первый, самый тяжелый год Великой Отечественной войны. Но и за столь короткий жизненный путь Абаляеву удалось создать образы, которые вошли в историю мирового искусства навсегда.
30 марта в Кимрском краеведческом музее состоялась встреча кимряков с родными знаменитого скульптора Ивана Абаляева. Большинство из них ныне – жители соседней Дубны. Сыновья Алексей Иванович и Борис Иванович вспоминали его удивительное трудолюбие, чуткое отношение к жене и детям, искренний интерес к жизни кимряков. Они рассказывали гостям о том, как он часами сидел за столом и вырезал маленькие фигурки, а старший сын Алексей бегал к соседям и за сто рублей покупал спиленную липу. Родные говорили о приверженности Ивана Михайловича и его супруги к старообрядческой вере, о том, что супруги никогда не думали переходить в православие. Никто из большой семьи Абаляевых не стал скульптором, но все любили и любят рисовать. Семья Абаляевых искренне гордится не только мастерством всемирно известного Ивана Михайловича, но и тем, что они – продолжатели рода.