Здравствуйте, глубоко-уважаемая мною редакция нашей главной городской газеты «Кимры Сегодня»!
К вам обращается человек уже солидного возраста, давно на пенсии. По месту рождения я не кимряк. Моя родина малая – маленький городок на крайнем западе нашей области, Западная Двина. А в Кимрах я живу уже 55 лет. Так что считаю себя практически кимряком.
И газету свою любимую читаю с первого ее выпуска. Нахожу в ней всегда много интересного и разнообразного материала: о жизни города и его проблемах, о замечательных людях, о культурной жизни, спорте, о заботах и трудностях земляков. И много-много другого. В общем, вся жизнь города и его славных жителей. Они, люди, – это главное, всегда! Хочу особенно сказать, уважаемая редакция, о том, что в газете стало появляться все больше материалов об истории села Кимра, а потом и города. Вот она – живая история и люди, которые ее, историю, творили. Своими талантами, неустанной работой, заботами о благе города, благотворительностью, неравнодушием. Все это в сочетании с коммерческой жилкой давало сильный импульс к развитию города и его славе.
И еще – «Книга Памяти. Кимры». Читать ее первую часть трудно, тяжко до слез. Но это надо знать всем: и старшему поколению, и среднему, и молодым, и школьникам. Один экземпляр книги я подарил своему новому другу, Марату. Он очень любит наш город. У него мастерская художественной ковки. Это в Заречье, сразу за Станкозаводом. Он – настоящий художник и великолепный мастер в своем редкостном для нашего времени ремесле.
Так вот, если от этой мастерской пойдешь направо, то сразу попадешь на главную аллею старого зареченского кладбища и увидишь табличку «Братская могила павших воинов». Это, слава Господу Богу, многим известно. И шефствует над братским захоронением администрация города, ООО «Наследие» и средняя школа №11. Там всегда порядок, чистота, уход, присмотр. Так оно и должно быть – всегда и везде. Никто не забыт и ничто не забыто!
Но, к великому сожалению, есть еще и неизвестные, забытые захоронения. Так уж сложилось…
Хочется сказать об одном из таких захоронений. Немного не доходя до Братской могилы, есть такое, по правой стороне главной аллеи. Есть ограда, обелиск, надгробие из белого силикатного кирпича. На одной из граней обелиска видно, что здесь были когда-то табличка, фотография, воинские знаки. Остались следы крепления, монтажа. На первый взгляд – это одно из безымянных заброшенных захоронений. Но это не так, совсем не так.
Уважаемая редакция! Пишу эти строки не совсем еще окрепшей правой рукой и волнуюсь, вспоминая, что было в связи с этим захоронением прошедшим летом (имею в виду эмоциональное состояние).
А было вот что. Ко мне обратилась моя соседка Татьяна Анатольевна Белова с просьбой: можно ли прикрепить к обелиску на одном из захоронений сохранившуюся табличку с фамилией погибшего в окрестностях г. Кимры военного летчика? Поехали на кладбище, и Таня достала из укромного местечка некий предмет, который, как оказалось после зачистки, и был этой самой табличкой.
Теперь немного подробнее, что же было тогда…
Мысленно перенесемся в теперь уже далекий июль 1957 года. Тани Беловой тогда еще не было на белом свете. Но была ее мама – Нина Алексеевна Рычкова (в замужестве Н.А. Чихалина). Ей на то время было всего 17 лет… И вот 10 июля 1957 года в небе в окрестностях нашего любимого города произошла настоящая трагедия. Военный летчик Виктор Семенович Телелейко выполнял (как написано на памятной табличке на обелиске) служебные обязанности, возможно, сложный учебный полет. Но что-то произошло с машиной, то есть создалась реальная катастрофическая ситуация. Пилот мог бы катапультироваться и спасти свою жизнь. Тогда бы на земле могли погибнуть люди. Летчик в последние мгновения выправляет курс самолета и уводит его от населенных пунктов. Впереди – гибель неизбежная, а за спиной молодая жена и маленький сынок. Герою на то время было всего неполных 35 лет…
Случилось это (самолет упал, и летчик погиб) недалеко от деревни Слободка (по Ильинскому направлению). Прощание с героем состоялось в клубе фабрики «Красная звезда». На нем были представители всех организаций, предприятий, школ и других учебных заведений города Кимры и района. А потом – похороны с воинскими почестями на Зареченском кладбище. Много людей было при этом, в том числе и наша Нина Рычкова. Я, автор этих строк, лично хорошо знаю одного из участников этого печального мероприятия. Это Вячеслав Михайлович Миндибаев. На ту пору ему было 11 лет (мы вместе с ним потом работали в одном цеху Савеловского завода). Слава тогда был делегирован от средней школы №1. Он и сейчас работает на заводе.
Так впоследствии получилось, что за могилой ухаживала молодая Нина Алексеевна, а годы спустя к ней присоединилась в этом благородном деле и дочка Татьяна.
Итак, именно благодаря неравнодушию, доброте и благородству этих двух замечательных женщин (мамы и дочери) не было утрачено ни место захоронения летчика, ни его имя. Хотя на обелиске, к сожалению, никаких опознавательных знаков уже давно не было. Таковое случается. Но в нашем случае история имеет благоприятное продолжение.
По совместному решению мы решили восстановить и фактически реконструировать (или реставрировать) место захоронения летчика Виктора Семеновича Телелейко.
Начали с расчистки от сорняков самой могилы и ее окружения. Далее – рассортировали по кирпичику полуразвалившееся надгробие. Восстановили его на цементном растворе (надгробие трехъярусное). Затем привели в порядок сам обелиск и прикрепили к нему обновленную именную табличку, воинские символы (красная звезда, падающий самолет, две лавровые ветви – это сделали сами из подходящих материалов). Все перечисленное находится на лицевой стороне обелиска (по ходу). На левой стороне поместили еще одну табличку, более информативную и легче читаемую. При этих работах были некоторые технологические и технические трудности. Но мы их преодолели. Зачистили и дважды покрасили ограду. На имеющемся сварном каркасе положили и закрепили доски, покрасили их. Получилась настоящая скамейка. Теперь «безымянное» захоронение стало вполне «именным». Можно прийти, почтить память героя, помянуть его.
Пусть спокойно спит наш летчик-герой Виктор Семенович Телелейко.
Повторюсь: если бы не эти две замечательные женщины, захоронение так бы и осталось безымянным. Теперь люди идут и видят, кто здесь покоится. А тогда, этим летом, по утрам шелестела на ветру зеленая листва, и буквально в трех метрах от нас долго пел соловей… Печально все это как-то и в то же время торжественно. В душе ощущались мгновения какой-то благодати и тихой грусти.
Очень жаль, что не сохранилась фотография героя и мы не знаем его жизненного и воинского пути. Но это, может быть, вопрос времени, и в этом деле, возможно, еще поучаствуют наши краеведы, работники музея, поисковики, журналисты. Ведь героя-летчика Лоткова мы знаем, и его имя увековечено, он наш земляк.
Родина и люди должны знать и помнить имена и подвиги героев!
С уважением ко всем, БЕСПРОЗВАННЫЙ Михаил Давыдович
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Народная мудрость гласит: «Браки заключаются на небесах». Но и судьбы людские, оказывается, тоже вершатся на небесах, причем в буквальном смысле этого слова: унося чью-то жизнь и даруя жизнь другим одновременно, в считанные мгновенья…
…в середине июля 1957 года состоялись похороны Телелейко Виктора Семеновича. Люди, бывшие тогда на кладбище, слышали, как маленький мальчонка, его сын, горько плакал и умолял: «Дяденьки солдаты! Не закапывайте моего папу!»
Лицо вдовы летчика было темно от страшного горя, глаза выплаканы… Ужасные мгновения!
…А природа ликовала, стояла прекрасная июльская погода того далекого 1957 года.
Мне, только что написавшему эти строки, приходит на память стихотворение Ф.И. Тютчева, вернее одна строфа:
«Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы.
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы».
Но мы – люди. И знаем, что человек будет жить, пока жива будет память о нем.
ОТ РЕДАКЦИИ
Письмо это мы получили в октябре прошлого года. Сделали несколько запросов в разные учреждения, но информация скупа: «Виктор Семенович Телелейко, погиб 10.07.1952 года.
Причина смерти – авиакатастрофа. Профессия – летчик, место работы – воинская часть 53968».
Жил, исходя из этих скудных данных, он на территории воинской части, так как место жительства в заявлении о смерти не указано. О гибели сообщает Александр Федорович Харитонов, его место работы также в/ч 53968. В публичных архивах о трагедии в Кимрах нет никакой информации.
С помощью друга редакции поисковика Ирины Кокуркиной мы смогли узнать, что летчик 136-го штурмового Новогеоргиевского полка, старшина В.С. Телелейко во время Великой Отечественной войны был дважды награжден орденами: 23.01.1945 – Орденом Красной Звезды, 14.05.1945 – Орденом Отечественной войны II степени. На сайте amyat-naroda.ru мы нашли описание подвига Виктора Семеновича.
«На фронте Отечественной войны участвует с 20 августа 1944 года, в составе 2-го Белорусского фронта. Совершил 6 успешных боевых вылетов в должности воздушного стрелка на самолете Ил-2 по уничтожению живой силы и техники противника в районах: Бобруйск, Осовец, Пултуск и Макув. В воздухе себя ведет хладнокровно и уверенно. При выполнении боевого задания в воздушном бою сбил истребитель противника типа ФВ-190.
10.01.1945 года выполняя боевое задание в составе 8 самолетов по уничтожению отходящих частей противника в районе Найденбурга, тов. Телелейко пулеметной очередью обстреливал автомашины противника. Уничтожено: одна автомашина, убито и ранено до 10 солдат и офицеров противника.
20.01.1945 года в экипаже ведущего восьмерки самолетов Ил-2 уничтожал автомашины с войсками и грузами в населенном пункте Висселен. На 4-м заходе группа Илов была атакована 20 истребителями типа ФВ-190. Тов. Телелейко один вступил в неравный бой с истребителями и до последнего патрона отбивал яростные атаки Фоккеров. После нескольких отбитых атак истребителей тов. Телелейко с короткой дистанции дает короткую, но убийственную очередь по фашисткому истребителю, немец на секунду завис, потом на дымящем моторе упал на территорию противника. Результат подтверждается показаниями состава группы и частями наземных войск».
Летом 2018 года Министерством обороны Российской Федерации были рассекречены документы Центрального военного архива за период, в котором могли быть данные об авиакатастрофе, произошедшей в Кимрах 10 июля 1957 года. Мы надеялись найти фотоснимок летчика и описание его последнего подвига. К сожалению, этих данных найти не удалось.
Редакция просит читателей помочь в поиске информации о судьбе В.С. Телелейко.
На снимке: восстановленный обелиск на могиле летчика В.С. Телелейко.