Трём несовершеннолетним кимрякам потребовалось всего несколько минут, чтобы завладеть золотыми и серебряными ювелирными изделиями на сумму почти в 200 тысяч рублей. Драгоценными металлами и камнями они распорядились по своему усмотрению. Дарили знакомым девочкам. Отдавали за имевшиеся долги. Продавали за бесценок взрослым дядям. На вырученные деньги покупали лимонад и чипсы…БЕЗ РУЛЯ
После развода родителей и вступления матери в новый брак шестнадцатилетнего Романа Воронова как подменили.
— Сначала отношения между сыном и моим вторым мужем складывались хорошо, — свидетельствует Валентина Воронова. — А потом Роман, окончив шестой класс, перестал посещать школу. Часто уходил из дома. Пришлось поместить его в психоневрологическое отделение ЦРБ, так как он стал употреблять пиво. Потом устроили сына в профтехучилище, но он не бывал там. Замкнулся, ничего не рассказывал, всё держал в себе…
Роман подружился с ровесником Вадимом Усовым. Сошлись неслучайно, оба за бродяжничество состояли на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних Администрации города и в отделении по делам несовершеннолетних при отделе внутренних дел по Кимрскому району. Однако профилактическая работа, проводимая с подростками и их родителями, по признанию самих специалистов и правоохранителей, положительных результатов не давала.
Третьим в компании был двенадцатилетний Денис Скорин, безобидный подросток, постоянно пропадающий в зале компьютерных игр.
КЛОНДАЙК
Поздним летним вечером они бесцельно бродили в центре города. Когда подростки проходили мимо старого дома, в глаза Денису бросилась форточка, широко открытая в окне нижнего этажа. Первым в чужую квартиру залез он, следом за ним – Вадим.
В жилище хозяев не было. Зато на компьютерном и журнальном столах в маленьких полиэтиленовых пакетиках лежали золотые кольца, серёжки, браслеты, цепочки. Большинство ювелирных изделий были украшены бриллиантами и сапфирами, изумрудами и рубинами, аметистами и александритами… Мальчишки понимали, что каждая вещь стоит дорого. От созерцания неслыханного богатства глаза незваных гостей загорелись настолько сильно, что не уступали сиянию этих драгоценных камней в солнечных лучах.
Вадим подошёл к форточке и крикнул через неё ожидавшему на улице Роману:
— Залезай скорее сюда, тут столько добра!
Троица пробыла в квартире не более пяти минут. В карманы подростков перекочевали около 40 ювелирных изделий да почти 45 граммов золота в слитках и ломе, 1100 рублей различными купюрами. Беспрепятственно, никем не замеченные, несовершеннолетние покинули место преступления. Неподалёку от опустошённого дома, в зарослях кустов, разделили добычу.
ДОРОГИЕ ВЕЩИ
Квартира принадлежала частному ювелиру, известному в нашем городе своим подлинным мастерством и исключительной порядочностью в работе с клиентами. Золотые изделия он принёс в тот день из мастерской домой всего лишь на несколько часов: ему предстояла ранняя поездка в Первопрестольную, где предприниматель должен был подобрать камни к этим украшениям взамен утерянных владельцами, решить другие дела, связанные с его ремеслом.
Ювелир сразу же заявил в милицию о краже. Он же поставил в известность клиентов, оказавшихся пострадавшими, о свершившемся происшествии, и посоветовал им также обратиться в отдел внутренних дел.
Своей ювелирки лишились 10 кимряков, некоторые из которых сдали в ремонт не по одному изделию стоимостью от 2 до 9 тысяч рублей за каждое. Но основной ущерб – более чем в 100 тысяч – понёс сам мастер.
Понятное дело, в потере трудом заработанных средств ничего хорошего нет. Но многие пострадавшие испытывали горечь не из-за денег. Золотые вещи имеют не только цену в рублях: кольцо или перстень, серьги, цепочка или браслет связаны с дорогой памятью о конкретном событии в жизни или близком человеке. Деньги можно заработать ещё, а вот подлинный талисман не восстановишь…
ХИЩНИКИ
Горностаев Виктор, несовершеннолетний: «Я знал Вадима, Романа и Дениса давно. Тем вечером встретил их случайно. Роман показал мне пакеты с золотом, сказав, что всё это ему подарила мать. Он попросил меня продать две цепочки и кольцо на городском рынке. Незнакомый мужчина дал мне за эти вещи 800 рублей, из которых половину я и отдал Роману».
Валентинов М.Ю., предприниматель: «Ко мне на рынке подошёл незнакомый молодой человек, предложил купить золотое кольцо с пятью агатами и золотой кулон с цирконами. Украшения я приобрёл для жены за 1300 рублей. Через полчаса, внимательнее рассмотрев изделия, обнаружил на них повреждения. И продал всё незнакомцу за 1600…».
Коробкова Люда, ученица 7 класса: «Я дружила с ребятами. Они пришли ко мне домой, у них было много золота. Они признались, что оно краденое. Я попросила их что-нибудь мне подарить. Вадим отдал мне два браслета-цепочки и два колечка (одно в виде листика, другое – с большим белым камнем). Браслет и одно кольцо через несколько дней я потеряла на пляже… Но не одна я получила подарки из этого золота. Виктор Горностаев подарил серёжки с камнями моей подруге Галине Власовой…».
Петрова Катя, ученица 8 класса: «Виктор Горностаев также подарил Люде Коробковой крестик. Мне Роман отдал большое кольцо и три разные серёжки…».
Антонов Григорий, безработный: « Когда-то Роман занял у меня 150 рублей. В уплату долга он передал мне больше: 300 рублей деньгами, женское золотое кольцо с пятью красными камнями, кулон в виде бабочки и тонкое женское колечко. А мой друг с согласия Романа взял себе кольцо с пятью чёрными камнями. Утром я продал одно кольцо и кулон на городском рынке за 1300 рублей…».
…Взрослые дяди и девицы-подростки уподобились стае стервятников, раздирающих беззащитную добычу. Резко, но иначе не скажешь. Ведь каждый из них, людей вменяемых, прекрасно понимал, что попадающее в их руки золото – краденое у других. Однако жажда халявной наживы брала верх над их совестью. Была ли она, и есть ли, эта совесть, у них вообще?..
РАСКАЯНИЕ
…Ирина Усова, мать Вадима, случайно нашла в вещах сына небольшой пакетик с золотыми изделиями: серёжками, кулоном, браслетом, большим кольцом.
-Сын признался, что он вместе с друзьями залез в чужой дом и украл всё это. Я велела ему отнести золото обратно, — делится Ирина. — Вадим ушёл, а когда вечером вернулся, то сказал, что золото отдал Виктору Горностаеву. После этого я вместе с сыном пошла в милицию…
Романа Воронова взяли под стражу, Вадим оказался под подпиской о невыезде. Обоим предъявили обвинение в совершении преступления – кражи, тайном хищении чужого имущества, группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину, с незаконным проникновением в жилище. Денис Скорин проходил по делу в качестве обычного свидетеля, поскольку на момент совершения противоправных действий он не достиг возраста уголовной ответственности.
В ходе рассмотрения уголовного дела Кимрский городской суд заслушал обвиняемых и их законных представителей, одиннадцать потерпевших и опросил семерых свидетелей, изучил письменные материалы. Вина подростков нашла при разбирательстве полное подтверждение.
Роман и Вадим искренне раскаялись, публично извинились перед потерпевшими, пообещав впредь не нарушать закон. Мать Романа просила суд назначить сыну наказание, не связанное с лишением свободы, поскольку она в состоянии контролировать его поведение и предпримет все меры для воспитания в домашних условиях. С такой же просьбой обратилась и Ирина Усова.
Фемида услышала голос матерей. Вердикт: два года лишения свободы каждому, условно с испытательным сроком в полтора года. Суд обязал Вадима продолжить обучение в средней школе, а Романа (освобождённого из-под стражи в зале суда) – в профтехучилище. Оба ежедневно с 23.00 до 06.00 должны находиться по месту своего жительства.
ВОЗМЕЩЕНИЕ
На днях Воронов и Усов вновь предстанут перед судом. В рамках гражданского судопроизводства будут рассмотрены иски потерпевших о возмещении причинённого им ущерба. Поскольку подсудимые являются несовершеннолетними, платить придётся в солидарном порядке их родителям. Иск ювелира, с учётом возвращённой ему части украденного, превышает 81 тысячу рублей. Материальные претензии восьми потерпевших (ещё двоим их украшения вернули ранее) составляют почти 55 тысяч. В том, что суд обяжет Вороновых и Усовых выплатить эти средства, сомнений ни у кого нет…
…Попили подростки «Колы», заедая чипсами.
Владимир ФОМИН
Все имена и фамилии изменены.
Материал подготовлен при содействии Кимрской межрайонной прокуратуры.