При грантовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям редакция «Кимры Сегодня» реализует в 2018 году культурно-исторический проект «От Зажигинской до Звиргздыня».
За основу взята серия статей «Диалог прошлого с настоящим», «Кимры Сегодня» 2007 г., автор Г.И. Крюкова (1949-2017). Консультант по зодчеству и архитектуре новой редакции текстов Алексей Молчанов.
Более 15 лет после пожара на углу улиц Урицкого (ранее Ильинская) и Луначарского (ранее Безымянная) был пустырь. Соседствовал он с одной стороны со зданием ФСБ, а с другой – со зданием районной администрации. Летом 2018 года на этом месте открылся торговый центр ЦУМ, который вызвал у кимряков определенное оживление. В социальных сетях разгорелись споры о неожиданной стилистике, о названии, о связи прошлого нашего города с его настоящим.
Владелец кимрского ЦУМа Александр Михайлович Соболев рассказывает о нем так: «Идея была – построить в центре города красивое, необычное для кимрской застройки последних лет здание. После консультаций со специалистами главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области был выбран архитектурный проект в стиле неоклассицизма, ставшего популярным в России во второй половине XVIII – первой трети XIX века».
Об исторической застройке нашего города принято говорить, восхищаясь каменным и деревянным модерном, но неоклассицизм появился в начале XX века как раз как ответ декоративной избыточности модерна. Вот и получается, что через века, смену архитектурной моды и государственного строя кимрский ЦУМ стал связующим звеном между прошлым и настоящим – некая реплика того, что могло появиться сто лет назад.
Александр Михайлович продолжает: «Кимры всегда отличались тем, что имели разнообразнейшую архитектуру различных времен и различных направлений. Жили тут люди богатые, поэтому состязались друг с другом на предмет того, кто круче. Единого стиля и тем более плановой застройки не было, а единственный кимрский архитектурный ансамбль – это Театральная площадь».
Во время раскопок до начала строительства на месте сегодняшнего торгового центра был обнаружен могильник XIV века, но никаких культурно-исторических ценностей найдено не было, лишь фрагмент круглой колонны из белого камня диаметром в основании около 45 см. Деталь наружного декора здания, возможно, стоявшего на месте кимрского ЦУМа, послужила прообразом лепнины, которая использована для облицовки фасада здания.
Если следовать далее по улице Урицкого в сторону Волги и смотреть налево, то сложно представить, что стояли здесь и двухэтажное здание владельца мастерской Василия Васильевича Дадинова; и армянская палатка по чистке обуви, продаже обувных кремов, шнурков, вкладных стелек; и часовая мастерская; и магазин по продаже керосина и изделий печного обихода. Старожилы помнят, с каким трудом разрушали здание магазина. Так добротно строили наши предки.
А на углу, в одноэтажном здании Василия Сергеевича Губенкова уютно себя чувствовала бакалейная лавка и при ней пекарня Семена Ивановича Травникова. В разное время в этом здании также размещались столовая, потом детская молочная кухня, потом магазин по продаже мебели. Все это было снесено в связи со строительством здания исполкома районного совета, в котором сейчас размещается администрация Кимрского района. Каменное трехэтажное здание построено в самом начале 1970-х по типовому проекту для зданий райкомов партии и райисполкомов, утвержденному Москвой для районных центров. Советское государство воплощало в жизнь принципы унификации. После смерти И.В. Сталина в 1953 году Н.С. Хрущёвым была развернута активная кампания по борьбе с архитектурными излишествами в строительстве. В эту кампанию попали и Кимры, в городе была построена целая серия подобных домов. Можно сказать, что этот дом является своеобразным памятником той архитектурной эпохи в СССР.
Дом немного отодвинут от красной линии улицы, это сделано неслучайно, ведь советский человек, смотря в окно, должен видеть не тесную клетку строений, а пространство города, и вдыхать полной грудью его свободный социалистический воздух! Обычно перед райисполкомами высаживались голубые ели, так сделали и в Кимрах. По ландшафтной моде тех лет эти деревья должны были создавать сходство с Красной площадью. Территория у места присутствия власти всегда содержалась в порядке, были обустроены клумбы и высажены кусты. Проект кимрского райисполкома разработан в Киеве в 1965 году. Тогда Украина была в составе нашей страны и имела республиканский статус.
На стыке двух зданий горисполкома (расположен по улице Кирова, называвшейся изначально Конной) и райисполкома была установлена городская доска почета, увенчанная масштабными символами страны – серпом и молотом. Выполненные из металла, они были покрашены в красный цвет. Сейчас на этом месте современный сквер, украшением которого является памятник кимрскому сапожнику. В результате общественной инициативы кимряков благотворительным фондом «Кимрское культурное достояние» были собраны средства на современный символ нашего города. В торжественной обстановке памятник был открыт 9 сентября 2014 года. Реализация общественной инициативы заняла более двух лет, и лишь после того, как кимрские обувные предприятия, по просьбе главы города Кимры Максима Юрьевича Литвинова, поддержали проект, бронзовый «кимрский сапожник» появился на свет и предстал миру.
Сейчас этот памятник – не только дань уважения славному прошлому нашего города, но и знак преемственности поколений. Он является символом единения горожан, свидетельствует о том, что профессиональное мастерство, промышленные традиции предков не утрачены, а реализованы в жизнь новым поколением кимряков.
Скульптура выполнена по проекту члена Союза художников России, члена Международной федерации художников, академика Академии международного творчества, обладателя многочисленных наград Самвела Серёжаевича Сардаряна (1952-2018).
Бронзовый сапожник, закончивший работу, сидит устало на липке и держит в руках новенькие, с иголочки, добротные сапоги – это скульптурное воплощение нашей истории, национальной гордости за своих предков, за всех тех, кто прославил наш славный город Кимры в веках. Таких памятников не так много в мире: подобные есть в Лондоне, Мюнхене, Витебске, а вот в России памятник сапожнику единственный – он установлен в нашем городе Кимры, который часто называют «Столицей сапожного царства».