И вот наш первый собеседник на Ильинской – дом Сорокиных (Урицкого, 8/13, сегодня в нем расположен краеведческий музей).
Сорокины – это коренная кимрская семья, семья торговая, составившая хороший капитал еще во времена захлестнувшего Россию «хлебного бума». Сохранилась фотография конца XIX века. Сорокины на ней представлены в полном, если так можно выразиться, составе. Мы с любопытством всматриваемся в лица, полные достоинства и благородства, нам интересны одежда, интерьер гостиной. Один из Сорокиных – Иван Алексеевич – удачливый, говоря сегодняшним языком, бизнесмен, владелец мастерской по выделке шагрени, оставил по себе добрую память. Он принимал активное участие в создании в Кимрах бесплатной библиотеки-читальни, был среди создателей клуба любителей драматического искусства и собственно драматического кружка, в котором являлся постановщиком спектаклей. Его дельные предложения много способствовали успешной деятельности вольной пожарной дружины. Так, он первым подал мысль о специальном пожарном колодце. Пожарная дружина – гордость кимряков, и Иван Алексеевич 15 лет был ее начальником.
А теперь посмотрим, какая жизнь наполняла сам дом.

И начнем с Кимрского Троицкого общества трезвости, которое было в Кимрах в 1901 году и деятельность которого разворачивалась в этих стенах. И здесь вот что интересно.
По свидетельству первых кимрских летописцев, еще в 50-е годы позапрошлого века посещать трактиры в Кимрах считалось лишним. Трактиры и винные лавки в селе запирались с наступлением сумерек, освещения в трактирах не полагалось. Праздник проводили семейно, развлечений и без трактиров было много.
Зимой происходило на Волге хождение на лыжах (кстати, лыжный спорт и сегодня популярен в Кимрах); устраивалась охота за рыбой (тоже любимое занятие современных жителей); заливались горки для катания; шла «прозаичная, но веселая игра в «чехарду».
Весной кимряки занимались птицеловством. Как только услышат песни жаворонка, читаем у Николая Гавриловича Лебедева, так начинают деятельно готовиться к ловле птиц.
Редкий кимряк не имел своего фруктового сада, в котором находил свой праздничный отдых. Но пожар 1859 года прошелся и по садам…
Были в Кимрах распространены игры в городки, «бабки», катание чугунных шаров, которые погоняли палками.

Осенью преимущественно запускали бумажных змеев, причем в этой забаве принимали участие даже убеленные сединами старцы. Верхом восторга было, когда змей поднимался выше колокольни.
Но, к сожалению, ничто не вечно под луной. Менялась жизнь в государстве Российском. Начались перемены в патриархальных Кимрах.
Во второй половине XIX века происходят изменения в экономико-географической обстановке села. Причиной этому отчасти стало строительство в стране железных дорог. Они подрывают значение прежних водяных путей к Петербургу, которые основательно освоены кимрскими хлебными торговцами в начале века, и приводят к сокращению этой торговли. Разбогатевшие на ней крестьяне начинают вкладывать торговые капиталы в сапожное производство и тем самым дают мощный толчок его развитию, меняют организацию самого производства, которое постепенно начинает оседать на месте и из отхожего промысла становится местным.
К тому же ликвидация крепостных отношений (1861 год) высвобождает множество людей и увеличивает приток рабочей силы из соседних с Кимрами волостей в набирающее обороты обувное производство села. Мелкотоварная форма производства уступает место капиталистической мануфактуре. Ну а дешевая, пришлая рабочая сила после трудового дня устремляется в питейные заведения, трактиры, в которых начинают появляться органы, затем оркестры, гармонисты. Спрос, как знаете, рождает предложение, и вот уже открылись ночные буфеты, в которые народ «потек широкой волной».
Администрация села обратила на это внимание и сократила торговлю в ночных буфетах. Не могло устраивать такое соседство с пьянством и кимрские деловые, зажиточные круги.
И вот в 1901 году создается общество трезвости, которое, «как глашатай, как звон колокола», читаем мы в документах того времени, начинает разносить на далекие окрестности весть о трезвости. Каждодневно, и не только поодиночке, а и группами шли люди в члены общества. И только за два года деятельности в общество вступило 1200 человек, это где-то каждый седьмой житель. Председателем общества был священник Иоанн Никольский.
Одним из средств борьбы с пьянством были чтения, в большинстве случаев – по световым картинкам. Чтобы чтения были более результативными, их разбивали по темам: одни посвящались естественно-историческим вопросам, другие – религиозно-нравственным, особое внимание уделялось вреду винопития.
Чтения велись каждый праздничный день. Например, в 1903 году их было проведено 30. Как свидетельствуют источники, чтения посещались такой массой народа, что аудитория не в силах была вместить всех желающих. Места занимались заблаговременно, и ко времени чтений по лестнице и коридорам стояла толпа жаждущих послушать и попеть. Пение привлекало не меньше, чем сами чтения, ибо, как объясняли устроители, являлось удовлетворением лучшей потребности в наслаждении.
«Вся толпа в 300-400 человек сливается в одно массовое созвучие. Это море звуков создает настроение, которое имеет морализующее влияние: поющий настраивается как-то выше, душа становится восприимчивее, доступнее добру и правде».
На снимке: семья Сорокиных в конце XIX века, такие большие семьи в Кимрах были у многих.