В середине прошедшей недели Тверскую спецшколу закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением посетили представители Общественного Совета при МО МВД России «Кимрский».
Сопровождал группу старший инспектор по делам несовершеннолетних (ГПДН ОУУП и ПДН МО) МВД России «Кимрский» Эмиль Годжаев, который в рамках должностных обязанностей находится в постоянном контакте с учебно-воспитательным учреждением. Председатель совета Тамара Чистова и секретарь общественной организации Надежда Можайкина – бывшие сотрудники системы Минюста и МВД. По долгу своей профессиональной службы они ранее были знакомы со спецшколой, а вот благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин побывал там впервые. Главная цель визита – увидеть, как за высоким забором живут, учатся, получают трудовые навыки оступившиеся мальчики-подростки. Кроме того, общественникам от ОВД хотелось узнать, каким образом проходит реабилитация трудных детей.
Вступив на охраняемую территорию, гости встретились с проходившими мимо подростками. Самый младший разглядывал неожиданных посетителей с нескрываемым любопытством. В поведении ребенка не было ни капли скованности. На первый взгляд – открытый, жизнерадостный мальчишка.
Начало знакомству с учреждением положил директор спецшколы Валерий Ломоносов. Беседа состоялась в его кабинете, где представители общественности услышали рассказ о том, что в настоящее время на реабилитации находятся 23 подростка в возрасте от 11 до 17 лет. Вместе с тем, учреждение рассчитано на 120 человек…
Раньше нарушителей в спецшколу направляла комиссия по делам несовершеннолетних, теперь же подростки отправляются в специальное учебно-воспитательное учреждение лишь по решению суда. В данный момент здесь находятся осужденные за общественно опасные деяния. Почти все они из неблагополучных семей. Ребята не посещали общеобразовательную школу, распивали спиртные напитки, бродяжничали. В результате из них большинство не обладают адекватным социальным опытом, не могут устанавливать добрые отношения со сверстниками. Они не в состоянии определить, какие действия и поступки хорошие, а какие плохие. Во многом это произошло из-за бездействия родителей, не занимавшихся становлением личности детей – в результате не соответствующее возрасту умственное развитие и изменение психики.
По словам Валерия Ломоносова, при исправительном учреждении есть комната временного проживания для родителей, но никто в ней за многие годы ни разу не оставался. Обязанность педагогов и медиков закрытого учебного заведения – помочь подросткам наверстать учебную программу, излечить их, как морально, так и физически. Чаще всего им это удается, рецидивы среди выпускников случаются не часто. А вот тем, что воспитанники иногда совершают побеги, коллектив учреждения серьезно обеспокоен.
У всех на слуху известие полугодовой давности. Тогда группа воспитанников спецшколы самовольно ушла за территорию учреждения. Их разыскивали с помощью полиции несколько дней. Как сообщил Эмиль Годжаев, вернули всех. Кого-то нашли у автозаправки в Титове, кого-то застали у родителей, кто-то пришел сам, а кого-то пришлось поискать дольше других. Ребята оправдывались тем, что хотели погулять.
Знакомство с жизнью школы, расположенной в одном из красивейших мест города, продолжилось в кабинете психолога. По информации специалиста, большинство поступивших ребят гиперактивны, кроме того, у них присутствует синдром дефицита внимания. В задачу психолога входит исследование личности подростка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала и помощь в освоении социальных форм поведения. Анализируя каждую личность, психолог выявляет потребности ребят, оценивает мотивы, установки и эмоции, которые определяют в итоге их поведение.
Коллектив школы проводит реабилитацию подростков методом сотрудничества. Предлагается свободный выбор решений, результат коллективно анализируется, а затем оценивается. Педагоги-предметники ведут обучение, учитывая индивидуальность воспитанника, формируют способы учебы для каждого подростка в отдельности, чтобы вызвать у ребенка интерес. Правильный подход очень важен, ведь у трудных подростков снижена мотивация к учебе. «Прожить можно без физики и биологии», – считают они.
В составе делегации общественного совета при МО МВД «Кимрский» был настоятель Преображенского собора Евгений Морковин. По словам о. Евгения, он сам – многодетный отец, любящий детей, поэтому и судьбы подростков, попавших в стены спецшколы, очень его тревожат. В беседе, которую провел священнослужитель с воспитанниками учреждения, звучало не наставничество, а призыв найти в себе силы и задуматься о дарованной жизни на Земле. Как утверждает настоятель, каждый человек, начинающий осознавать себя и свои действия, должен уметь бороться и противостоять всему плохому, что его окружает. Подросток даже со слабым характером не должен идти на поводу у сильного. Надо меняться, уметь говорить «нет». Для таких ребят даже одно это слово, сказанное твердо и решительно, может стать смелым поступком, способным вызвать уважение окружающих.
«Нельзя жить, делая плохо другому, и получать от этого удовольствие», – резюмировал священнослужитель.
Тамара Чистова и Надежда Можайкина пожелали ребятам найти себя в добром деле, для чего надо учиться и усваивать социальные нормы поведения, осознавать, насколько важно собственное «я» в той или иной обстановке. Главное – найти себе достойное дело, избегать группировок и общения с теми людьми, которые используют человека.
Первое знакомство с Тверской спецшколой для реабилитации детей с девиантным поведением состоялось: общественники увидели оснащенные новейшей техникой учебные кабинеты, чистые и уютные спальные комнаты, комнату социальной адаптации, столярную мастерскую, где дети под руководством наставника занимаются творчеством: вырезают, выпиливают поделки из дерева. В последнее время среди воспитанников «в моде» плетение из бумаги – квилинг.
Покидая здание, члены совета заметили группу подростков, расчищавшую снег на спортивной площадке. А вот мыть за собой посуду, стирать носки и пр. – не предусмотрено правилами учреждения. Странно… Ведь всем известно, что основы бытового воспитания закладываются в каждой семье с малолетства.
В конце ознакомительного процесса члены общественной организации и представитель спонсора – фирмы «КИН» преподнесли школе спортивный инвентарь.