14 апреля, в канун светлых дней Пасхи, в Районном центре прикладного и художественного творчества состоялось открытие персональной выставки сценического костюма «Платье красно за реку видно».
Выставка проходит в рамках проекта Тверского областного Дома народного творчества «Самобытное искусство Тверской земли» с целью популяризации деятельности лучших мастеров области. Учредителями кимрской выставки являются: комитет по делам культуры Тверской области, Тверской областной ДНТ, отдел культуры, молодежной политики, туризма и ЦПиХТ администрации Кимрского района.
Выставку в Кимрах открыла заместитель директора по основной деятельности Тверского ДНТ, лауреат губернаторской премии А.В. Полякова. Аксана Владимировна познакомила гостей с биографией автора, рассказала о творческой деятельности Клавдии Смирновой, члена Союза дизайнеров России, ее участии в многочисленных российских и международных выставках. В Тверь Клавдия Васильевна приехала в 70-х после окончания Загорского художественно-промышленного техникума, работала оформителем, художником. С 2002 года занимается самостоятельной творческой деятельностью как индивидуальный предприниматель в области дизайна костюма – разработчик сценических костюмов для филармонии, хоров, оркестров, танцевальных коллективов Твери, Тверской области и по России. Несколько лет Клавдия Васильевна параллельно с творческой деятельностью преподавала на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров при Тверском училище культуры им. Н.А. Львова.
Кимрская экспозиция знакомит посетителей с двумя коллекциями сценического костюма, а также коллекцией вышитых полотенец и головных уборов. Обе коллекции были выполнены автором для участия во всероссийских фестивалях «Русский костюм на рубеже эпох» в Ярославле, где получили высокую оценку специалистов.
В старину для русской женщины украшение жилья, создание костюма было едва ли не единственным способом проявить свои творческие силы, фантазию и мастерство. В Кимрах и поселениях Кимрского района некоторые жители не только трепетно хранят изделия, которые достались в наследство от предыдущих поколений, но, используя вековые каноны родового мастерства, успешно их воссоздают и даже создают свои творения. Представленная тверским художником-дизайнером Клавдией Смирновой экспозиция из 20 ярких костюмов кимрякам и гостям города не только интересна, но и познавательна. Ведь она знакомит с одеждой, которую когда-то носили женщины Центральной России, а сегодня в этих нарядах выходят на сцену известные фольклорные коллективы. Каждое изделие автора удивляет символикой, кружевом и вышивкой, глубоким познанием исторической дохристианской эпохи, давшим возможность женщинам показать себя во всей красе.
Основные формы русской одежды, которые дошли до наших дней, сложились в эпоху Древней Руси. Это была прямокройная свободная одежда – рубаха сорочица с длинными, большими рукавами, спадающая мягкими складками до пят. Как правило, женщина надевала несколько таких рубах. Примерно тогда же появилась понева – набедренная одежда, сшитая из трех прямых полотнищ. Но во времена Петра I народу повелевалось одеваться во все заграничное. Для дворян и городских жителей одежда создавалась по законам европейской моды. Национальная одежда сохранялась только в небольших поселениях, глубинке России. Женский традиционный крестьянский костюм, наглядно представленный на выставке, обычно состоял из белой полотняной рубахи, украшенной на оплечье, рукавах и подоле вышивкой, косоклинного сарафана из домотканой одноцветной ткани и передника.
История моды знает несколько этапов обращения к мотивам народного костюма, но вернуть одежду так и не удается. Некоторые наши современные дизайнеры вводят элементы народной одежды в свои наработки и достигают высоких похвал, представляя их на дефиле. В этом направлении работали первые советские модельеры: А.Экстер, В.Мухина, Н.Ламанова, Е.Прибыльская. Созданное Мухиной и Ламановой платье из кустарных полотенец получило гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. В последнее время в нашей стране стало уделяться большее внимание национальным культурам, а значит, пользуются популярностью эстрадные народные костюмы. Их яркость и праздничность поднимают зрителям настроение, а оно передается исполнителям. Клавдия Смирнова – яркий представитель создания сценической одежды.
В день открытия выставки дизайнер Клавдия Васильевна провела мастер-класс по изготовлению старинной русской национальной женской одежды – бугай. Наши мастерицы РЦПиХТ давно шьют шугаи. Шугай и бугай – короткая верхняя одежда, единственно приталенная в допетровской России. Шугай – вид кофты (душегреи) с отрезной по талии спинкой. Бугай – то же, но без рукавов. Сегодня в моде одежда в стиле бугай шьется из меха, чаще без баски на спинке, и известна как меховой жилет.
Всю красоту русской народной одежды, выполненной руками мастера, можно увидеть в Выставочном зале на ул. Кирова, 19. Спешите, она закрывается в мае.