Сегодня в рубрике «Кимры: яркое поколение 90-х» мы возвращаемся к беседе с Александром Петровым – представителем профессиональной династии кимрских таксистов. Неделю назад были изложены факты биографии и жизненного становления нашего героя, сейчас – интервью с ним. Мы говорим о хороших моментах в профессии, о планшетах, заменивших рации с длинными антеннами, о мобильном приложении. Через которое с начала года можно заказывать в Кимрах такси, о ценообразовании и даже о выборах Президента.
Диалог за столом, но без чая. Вечер 17 января: редактор газеты и гость редакции переходят к теме конкуренции на рынке, к специфике взаимоотношений водителя с пассажиром.
– Александр, про Uber, Яндекс.Такси, про то, что сейчас как интернет-заказ рекламируют в Кимрах, что можно сказать? Боятся ли кимрские таксисты прихода таксомоторов-беспилотников?
– Видимо, имеется в виду индрайвер, но это не служба такси, это какой-то посредник. Они себя таксистами не называют – пишут «выгоднее, чем такси», вот их позиционирование. Начнем с того, что для законной перевозки пассажиров нужна лицензия, тот же медицинский осмотр, тот же технический осмотр автомобиля. Там ничего этого нет. Любой человек закачал приложение и предлагает свои услуги. Даже если права получил он вчера, никто из пассажиров об этом не знает из приложения. Может, водитель пьяный, может, больной – люди никаких гарантий не получают. Видимо, свою жизнь они совсем не ценят, доверяясь незнакомому человеку. Вообще я считаю, что это незаконно, ведь в Кимрах в полиции, как минимум, есть уже два обращения от потерпевших. Водителей, которых вызвали через это приложение, проверяют по заявлениям на домогательство к пассажирам.
– Твоя квалификация дипломированного юриста позволяет сделать вывод, что все это незаконно?
– Да, я так считаю. И по-человечески обидно становится за профессию, ведь мы постоянно стараемся улучшить качество обслуживания, но судят о кимрских таксистах не только по «Девятке». Репутация очень важна, поэтому мы выстраиваем отношения с пассажирами и партнерами на профессиональном уровне. Сейчас в «Девятку» для прохождения медицинского осмотра обращаются другие организации, частные автобусные перевозчики. Медкабинет находится на набережной Фадеева, в центре города.
Про такси-беспилотники думаю, что технологии, конечно, развиваются, но у нас город не такой большой и дорожное покрытие не такое, чтобы кататься на такси с роботом туда-сюда. Есть еще и фактор личного общения с пассажиром. Например, за все время работы у меня не было ни одной жалобы, но теплые слова высказывались не раз. Так что еще поработаем.
– Что из хорошего за годы в профессии помнится?
– Хороших эпизодов за все время работы было много. Несколько раз справлял Новый год в дороге. Три раза точно помню это. Один раз в Дубну ехал, один раз из Твери возвращался и еще раз тоже за городом был в Новый год.
– Не предлагали пассажиры отметить?
Александр Петров смеется:
– Предлагали, но работа есть работа. А людям ведь не запрещено праздновать: вот в Тверь ехала из Кимр со мной женщина, одна всю дорогу коньяком отмечала. Успел отвезти пассажирку в гости до полуночи, но, возвращаясь обратно, застал свой Новый год в районе населенного пункта 1-е Мая.
Однажды, когда били куранты, проезжал пост ГАИ на выезде из Дубны. Как раз в этот момент гаишники запускали фейерверк. Это года четыре назад было, я им посигналил, они в ответ помахали рукой. С этим постом немало хороших воспоминаний связано у многих водителей из Дубны и Кимр. Теперь его нет.
– 22 марта отмечается День таксиста, а 18 марта у нас – выборы Президента России. Говорят, что если у пассажира не завязался диалог с таксистом, то можно просто демонстративно посмотреть в окно и сказать: «Вот же гады… довели страну до ручки!» Как ты считаешь, довели страну до ручки?
– Да, узнаваемая ситуация, – улыбается Александр. – На выборы пойду и за кого голосовать уже определился. Бывает, что с пассажирами обсуждаем политику, и с таксистами тоже может быть такое. Но особо нет времени контактировать с коллегами, больше мы общаемся с клиентами.
Если говорить про ситуацию за окном такси, заметил, что люди жалуются на цены, в том числе на цену проезда. Но за все время, сколько я работаю в службе «Девятка», цены на продукты и на бензин выросли, как минимум, в три раза, а тарифы на проезд в кимрском такси поднялись минимально, уж точно не в разы. На жизнь в основном жалуются те из пассажиров, кто привык жаловаться на все вокруг. А люди за работу у нас держатся, коллектив стабильный. Сейчас появилась небольшая текучка, хотя люди уходят просто в никуда. Таксистом работать нелегко: и график достаточно тяжелый, и постоянно за рулем, постоянно общение с разными людьми, информационный шум.
– Вопрос про мобильное приложение. «Девятка» ведь начала работать в Кимрах именно как диспетчерская служба, которая связывала таксистов по рации. Сейчас на смену громкоговорящей связи пришла планшетная система, а в 2018 году появилось мобильное приложение «9ка» Кимры. Удобнее стало работать?
– Вообще-то да, сейчас стало тише – рация раньше сильно отвлекала, а диалоги с диспетчером звучали непрерывно. С другой стороны, у каждой системы есть плюсы и минусы: многим нравилось, что был голосовой контакт с диспетчером, с коллегами – ощущение поддержки и того, что ты постоянно на связи.
Планшетная система отличается тишиной и наглядностью, мы видим заказ, карту маршрута. Но удобство влечет за собой и определенные проблемы. Слушаешь голос помощника-навигатора: «Поверните направо, поверните налево» и уже не обращаешь внимание на ориентиры, думаешь о своем. А раньше с картой на коленях часто приходилось ездить, запоминать маршруты, развивать зрительную память.
О новом мобильном приложении для заказа такси отрицательных отзывов пока нет. Скачав его на смартфон, можно самому стать диспетчером: вызвать такси, узнать цену поездки, проследить в реальном времени за тем, в каком месте находится заказанный автомобиль, узнать его марку.
Это очень удобно, когда машину заказал, например, для ребенка: мама с папой прекрасно видят, как он едет в школу и в каком месте находится автомобиль.
Приложение удобно еще и тем, что любой клиент может оставить отзыв: понравилась или не понравилась поездка. Водитель также может ответить на похвалу или жалобу, сделав выводы о том, что улучшить, на что обратить внимание. Будем надеяться, что с появлением мобильного приложения клиентская база у нас увеличится. Ведь молодежь любит самостоятельно принимать решения: не любят звонить, любят пользоваться новыми программами на смартфонах. А заказ такси через мобильное приложение как раз предоставляет им большую самостоятельность в выборе.
Вспоминая себя в таком возрасте, думаю, что с самого раннего детства многие хотят быть независимыми. Папа обучал меня искусству управления автомобилем: пока не доставали ноги до педалей, я просто рулил, сидя на коленях отца. В 10-летнем возрасте уже спокойно катался один, пока папа был на обеде. В течение часа накатывал круги по набережной Фадеева. Вечером, сделав уроки, бежал в АТП и уже накручивал круги там. Прошло много времени, и теперь моя дочка-первоклассница умеет вызывать такси на телефоне. Думаю, что и машину научится хорошо водить – всему свое время.
– Что пожелаете нашим читателям?
– Желаю каждому добиться того, о чем он мечтает. Желаю кимрякам вести активный, образ жизни, заниматься спортом. Здоровья и терпения – всем людям, так как без этих составляющих достичь успеха в жизни сложно.
Первые автомобили такси появились в Кимрах в мае 1954 года. Вновь созданное автопредприятие получило три легковых автомобиля марки «Победа». Располагалось оно в то время на Майской площади, там, где сейчас детская спортивная школа №1.
Услугой такси пользовались в основном для междугородных поездок в Дубну и Тверь. Стоила она – 20 копеек за 1 км пути, до Дубны получалось 4 рубля.
Рабочий на стройке зарабатывал в те годы 50-70 рублей в месяц.
Дмитрий СТУПИН, фото из архива редакции и А.А. Петрова