Мы продолжаем серию публикаций о кимряках, сформировавшихся как личность в постсоветский период. Предыдущие статьи напечатаны в №28 от 14.07.2017, №33 от 18.08.2017, №38 от 22.09.2017.
Сегодня в рубрике «Кимры: яркое поколение 90-х» мы знакомим вас с представителем профессии, которая стала символической в переходный период. Помните было: «Наши люди в булочную на такси не ездят!». А потом стало: «Если никуда не возьмут – пойду в такси». На самом деле в Кимрах уже давно не берут случайных людей в профессиональные таксисты, есть жесткий отбор. Так какой же он, кимрский водитель современного автомобиля с шашечками на борту? Александр Петров – представитель профессиональной династии таксистов. Спокойный, уравновешенный, с прямым, открытым взглядом.
Родился Александр Анатольевич Петров в Кимрах в 1980 году. Родительский дом – в старинном районе на набережной Фадеева, недалеко от старого роддома. Мой собеседник рассказывает, что 30 лет там прожил, а сейчас в этом деревянном добротном доме живут его мама с сестрой и племянником.
Учился Александр в 16-й школе до 9-го класса, потом в 22-м лицее, откуда выпустился газоэлектросварщиком в 1998 году. Его папа Анатолий Михайлович начинал работать в Кимрском автотранспортном предприятии (АТП), из 49 лет в профессии 30 – за рулем такси. Он и из жизни ушел, находясь за рулем служебной «Волги», на которой работал водителем. Тогда А.М. Петрову было всего 64 года.
– У нас с папой, если сложить стаж работы в такси, получится на двоих 40 лет, – Александр поясняет, что 19 декабря исполнилось 10 лет, как он работает в службе такси «Кимры Девятка».
Про маму Евгению Захаровну рассказывает, что она работала бухгалтером в кимрском общепите. Старшая сестра Светлана – педагог-дефектолог, работает сейчас в Дубне, а в Кимрах занимается с детишками, больными аутизмом, рожденными с синдромом Дауна и с другими проблемами здоровья.
Жена нашего собеседника Екатерина работает в «Шереметьево» менеджером, их дочке 7 лет.
– Татьяна – папина дочка, – улыбается Александр. – Ходит в гимназию «Логос», в первый класс, учиться там ей очень нравится.
Делясь фактами биографии, Александр Петров, рассказал, что была у него мечта – стать боксером. Но реализовал ее уже во взрослом возрасте, а в молодости занимался другими видами спорта.
– Целью не было исключительное приобретение бойцовских навыков. Бокс помогает развить самоутверждение, ведет к самосовершенствованию, – считает Александр.
Про охоту, которая тоже среди любимых занятий, Александр говорит: «На охоте не убивают, на охоте – добывают. И это не мои слова, а народная мудрость».
– Мы охотимся на копытных, на утку, на вальдшнепа весной… А вообще я оружие люблю с детства, это одна из причин того, почему я занялся охотой. В армии служил в 1998-2000 годах во Владимирской области, в мотострелковых войсках, наводчиком-оператором БМП-2. Видимо, армия еще больше привила любовь к оружию.
После 9-го класса Александр Петров выучился на сварщика в 22-м лицее. В принципе, нравилось, но в то время многие шли учиться туда, куда пошли друзья. В дальнейшем, во взрослом возрасте он уже по-другому думал о профессии. Несмотря на то, что сварщиком профессионально не работал, на бытовом уровне, например, беседку сварить может. Высшее образование получал в МЭСИ – Московский институт экономики, статистики и информатики – по специальности юриспруденция.
– Можно сказать, таксист-юрист, – с улыбкой рассуждает наш собеседник. – Но не практикующий. Был случай – гаишники тверские позвали нас с коллегой понятыми, записывают наши данные: «Образование?» Отвечаю, что высшее, коллега тоже называет свое высшее. Гаишники удивляются: «Что, в кимрское такси без вышки не берут?»
БРИГАДЫ И БРИГАДИР
Александр рассказывает, что, когда он устраивался в «Девятку», спрашивали строго:
– Сейчас попроще стало, но в те времена было привычным, когда руководитель службы садился с тобой и смотрел на манеру езды, вопросы задавал, общался. Через знакомых узнавали о репутации претендента, проверяли.
Стаж в то время у меня был довольно-таки большой, права получил перед армией, а так я с малых лет за рулем. Таксистом стал к 27 годам, до этого работал в Кимрах в пожарной части №11. Работу пожарного совмещал какое-то время с работой в охране в Москве, женат тогда еще не был. Но в таком режиме долго работать было невозможно, хотя очень жаль было уходить из пожарных – по жизни мне нравится такое, что ближе к экстриму, вот и в профессии таксиста экстрима хватает, как и в спорте, и на охоте.
Кстати, охотой профессионально Александр решил заняться не так давно. Рассказал, что в охотничьей бригаде состоит около двух лет, а до этого несколько лет самостоятельно охотился. Бригада их называется «Ильинский обход», это привязанное к территории официальное название охотничьей бригады, в которой без малого 20 человек.
Последние несколько лет Александр Петров является одним из бригадиров таксомоторного парка кимрской службы «Девятка»:
– Коллектив у нас большой и дружный. В беде друг друга не бросаем. Постоянно стараемся улучшить качество обслуживания.
БЛИЦ-ОПРОС
– Есть такая притча, что большинство таксистов считают свою работу временной, типа перекантоваться и искать что-то получше. А вот ты как считаешь, Александр, эта твоя работа – временная или уже постоянная?
– Пока да, считаю ее постоянной, на данный момент обязанностей много, поэтому про рост даже думать нет времени. Чем-то заняться, кроме такси, очень сложно, ответственность бригадира достаточно высокая. Мы занимаемся проблемами водителей, которые работают на арендованных автомобилях, принадлежащих службе «Девятка».
Предрейсовый контроль строгий: медицинский, технический, путевки – все как положено. Без этого сейчас никак, если таксистом хочешь работать легально. Со стороны проверяющие приезжают постоянно: ГАИ, транспортная полиция из Твери, наши инспекторы ГИБДД проверяют.
Зная, что про нашего собеседника все, кто его знает, говорят: «Хороший парень, надежный!», озвучиваю вопрос с намеком:
– Не секрет, что таксистам много приходится слышать разного и о разном. Часто бывает, что пассажир не прочь «подсеть на уши» водителю со своими проблемами. Вопрос Александру Петрову: «Люди в Кимрах хорошие?»
– С пассажирами сам разговаривать не начинаю, так как не болтун (улыбается). Но разговор всегда поддержать могу. Я считаю, что нас люди хорошие. Да, простые люди с умеренными запросами, не в пример москвичам. Московская область всегда отличалась тем, что там люди более требовательные. У нас попроще…
– А в Твери?
– Чем дальше от Москвы, тем люди проще.
– Есть мнение, что те, кто решил завязать с извозом, потом возвращаются в таксисты. В Кимрах эта примета действует?
– Вообще у нас есть такое дело – некоторые таксисты уходили в свое время, но я думаю, около 80% из них возвращались обратно. Уходили ведь в основном туда, где обещали «золотые горы», но попробовали и вернулись…
Чтобы зарабатывать таксистом, нужно реально вкалывать. Это тяжелый труд, как физически, так и морально. К тому же работа эта опасная.
– На чем сейчас ездишь, какие машины – хорошие за 10 лет твоей практики за рулем, какие плохие?
– Сейчас я езжу на новой «Лада Приора», начинал с классики: «семерка», «пятерка», были «пятнашка», Daewoo… Для нашего города желательно иметь автомобиль повыше, чтобы был поудобнее, понадежнее. Но, в принципе, меня устраивает «Лада Приора», для работы нормально.
– Про Uber, «Яндекс такси», про то, что сейчас как интернет-заказ рекламируют в Кимрах, что можно сказать? Боятся ли кимрские таксисты прихода таксомоторов-«беспилотников»?
– Видимо, имеется в виду индрайвер, но это не служба такси, это какой-то посредник. Они себя таксистами не называют – пишут «у нас дешевле, чем в такси», вот их позиционирование. Начнем с того, что для законной перевозки пассажиров нужна лицензия, тот же медицинский осмотр, тот же технический осмотр автомобиля. Там ничего этого нет. Любой человек закачал приложение и предлагает свои услуги. Даже если права получил он вчера, никто из пассажиров об этом не знает из приложения. Может, водитель пьяный, может, больной – люди никаких гарантий не получают. Получается, что свою жизнь они не ценят, доверяясь незнакомому человеку. Вообще я считаю, что это незаконно, ведь в Кимрах в полиции, как минимум, есть уже два обращения от потерпевших. Водителей, которых вызвали через это приложение, проверяют по заявлениям на домогательство к пассажирам.
– Твоя квалификация юриста позволяет сделать вывод, что все это незаконно?
– Да. И по-человечески обидно становится за профессию, ведь мы постоянно стараемся улучшить качество обслуживания, но судят о кимрских таксистах не только по «Девятке». Репутация очень важна, поэтому мы выстраиваем отношения с пассажирами и партнерами на профессиональном уровне. Сейчас в «Девятку» для прохождения медицинского осмотра обращаются другие организации, частные автобусные перевозчики. Медкабинет находится на набережной Фадеева, в центре города.
Про такси-беспилотники думаю, что технологии, конечно, развиваются, но у нас город не такой большой и дорожное покрытие не такое, чтобы кататься на такси с роботом туда-сюда. Есть еще и фактор личного общения с пассажиром. А за все время работы у меня не было ни одной жалобы, но теплые слова высказывались не раз. Так что еще поработаем.