27 октября в городской Художественной галерее открылась выставка из частной коллекции Зориных.
Мероприятие приурочено к 70-летию профессионального художника Юрия Михайловича Рылеева. К сожалению, члена Союза художников России и Узбекистана уже нет с нами, девять лет назад, в начале декабря многочисленные кимрские поклонники простились с мастером кисти. Благодаря искреннему другу Юрия Рылеева, общественному и политическому деятелю Владимиру Зорину, в наших залах, а также в Москве и на малой родине Юрия Михайловича проходят дни памяти.
В Кимрах, на открытии очередной выставки своего друга, Владимир Юрьевич рассказал о том, что стал коллекционировать работы профессионалов и самодеятельных художников благодаря Рылееву, с которым поддерживал тесную связь, начиная с детства. Юрий Рылеев родился в Оренбургской области, городе Бузулук, там пошел в школу, посещал кружок изобразительного искусства, занимался спортом. И в спорте, и в рисовании добился успехов: каждый учитель рекомендовал выбрать после окончания учебы его стезю. Сделать правильный выбор юноша смог только после того, как отслужил в армии, и то не сразу. Вернувшись со службы на Байконуре, работал на заводе. И только после этого поступил в Ташкентское художественное училище. Понял, живопись – его дорога, и пошел дальше, уже не останавливаясь.
В 1980 году Юрий Рылеев окончил Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Островского, отделение монументально-декоративного искусства. Сразу же стал очень востребованным профессионалом-оформителем. Работал в мастерских Художественного фонда Узбекской ССР. По его проектам в шести городах бывшего Союза (Оренбург, Ташкент, Ургенч, Самара, Навои, Москва) оформлены вокзалы, аэропорты, музеи, выставочные залы и учебные заведения.
Но время и судьба, объединившись, вернули Юрия Михайловича в Россию. Заказов не было, картины не продавались, театры закрывались… На протяжении нескольких лет он приспосабливался к жизни, не свойственной человеку творчества. Тогда понял: быть профессиональным художником сложно, но, приложив усилия, можно. Подчиняясь обстановке, Рылеев стал не только дизайнером жилых квартир и домов, культурно-развлекательных заведений, но и непосредственным исполнителем задуманного – брал в руки мастерок и малярную кисть. Работал, чтобы жить. А в Обнинске Калужской области Юрий Михайлович учил детей в общеобразовательной школе черчению и рисованию. Обучая школьников, сам вновь увлекся живописью. Писал пейзажи, натюрморты.
Жизнь его, разделенная на две части: в Средней Азии и Центральной России – вносила в творчество особые нюансы. Пески, горы, скалы, яркое солнце – одно. Густые леса, русская зелень, обилие рек, чернозем – другое. Природа призывала художника не экспериментировать с цветом, техникой, стилем, а оставаться преданным реалистической школе и быть искренним в живописи. Поэтому представленные в галерее работы из коллекции В.Ю. Зорина привлекают внимание зрителей своей изящной простотой. Особенно не оторвать взгляд от больших картин, а другого и ожидать было нельзя, ведь Рылеев – монументалист! Вот перед нами возвышается гора (утес или высоченная сопка?). Камни покрыты разноцветным мхом или так солнце раскрасило их в те цвета, какие посчитало нужным? Не бывавший в Азии с точностью об этом не скажет, но зато с легкостью воскликнет: «Как здорово!» Мастерски отображены и русские пейзажи. Рассматривая картины, чувствуешь, что сам пошел в лес по грибы, по ягоды, для тебя поет птичка, сидящая высоко на ветке. Художник открыл нам прекрасную книгу природы, написать которую доступно далеко не каждому.
В Кимрах не так много высокопрофессиональных художников, которые получили высшее образование, работали в художественных фондах и оформляли достопримечательности в крупных городах. Художник высокого творческого мастерства в каждую работу вкладывает что-то свое – наболевшее или радостное. Работать, чтобы просто понравилось зрителю, если это не условие заказчика, не для него. Сегодня мы понимаем, Юрий Рылеев пытался успокоить свою душу тем, что писал тишину и покой природы, а также яркие, насыщенные натюрморты. Роскошное изобилие ягод и фруктов, изображенное на них, сводит с ума, так и тянет сесть за стол и полакомиться всем, пока не воспользовались другие. А кто знает, может быть, автор просто приглашал к общению и говорить предстояло о прекрасном? Покоряет портрет молодой женщины. На нем юная, воздушная, кажется, спустившаяся с небес Муза, тихая, не каждому заметная. Юрий Михайлович писал и сюжетные картины: «В саду», «Мостик», «Сирень у колодца», «Сад поэтов», а также много других.
Встреча в Художественной галерее прошла в теплой обстановке. Вспоминали о том, что Юрий Рылеев прилюдно не высказывался, если чья-то работа не нравилась, но наедине мог указать на ошибки. Интеллигент не участвовал и во взаимных неудовольствиях, читай – интригах. Все, с кем он сближался, становились его друзьями, для которых мог отдать последнее, чем обладал, сам же взамен не требовал ничего. Подробно рассказал о жизни и творчестве своего друга Владимир Зорин. О таланте, мастерстве художника, его человеческих качествах поведали Ирина Берёзина, Светлана Шурлина, Валентина Хлебородова. Стихи в его память читали Людмила Полякова и Виктор Косырев.
Присутствовавший на открытии председатель гордумы Максим Литвинов поздравил собравшихся с прекрасной выставкой, поделился своими положительными эмоциями о мастерстве художника. Он подчеркнул: Юрий Михайлович часто напоминал о том, что городу необходима художественная галерея. И вот она есть, служит прекрасному! Председатель Думы пожелал учреждению культуры процветания и успешной работы с авторами следующих выставок, а посетителям – познавательных просмотров и положительных эмоций.