Вот и прошли первые занятия нового учебного года в студии изобразительного искусства муниципального учреждения допобразования «Центр развития творчества детей и юношества им. И.А. Панкова».
Мы решили поговорить с педагогом ИЗО В.Н. Хлебородовой, отмечающей на днях юбилейную дату со дня рождения, о работе с детьми, их творческих способностях. А также напомнить нашим читателям о том, что Валентина Хлебородова 25 лет была главным архитектором города.
– Валентина Николаевна, сколько лет Вы уже ведете студию изобразительного искусства в Центре развития детского и юношеского творчества? Напомните, что Вас связывает с этим учреждением дополнительного образования?
– С детьми от 7 до 17 лет, желающими научиться азам изобразительного искусства, занимаюсь уже 13 лет. С центром меня связывают тесные, можно сказать родственные нити, в нем я сама училась рисованию, изостудией почти 30 лет руководил мой отец Николай Ильич Хлебородов. Папа — профессиональный художник, он окончил Московское художественное училище имени 1905 года. В последние годы жизни часто болел, мне по субботам и воскресеньям приходилось подменять его, хотя уже работала архитектором. Когда отца не стало, руководство на 17 лет перешло к его ученику Алексею Федоровичу Артемову, выпускнику МВХПУ. Горжусь, что основателем студии был мой отец, а несколько десятков его выпускников стали известными профессиональными художниками, скульпторами. В следующем году студии исполняется 60 лет.
– Испытав чиновничью службу и познав работу педагога, если бы у Вас был выбор, что бы предпочли сегодня?
– Ничего бы не изменила. Мне много дал Московский архитектурный институт. Я получила прекрасную профессию, интересную работу, полюбила графику. Занимаясь сегодня с детьми, очень хочу и им привить любовь к изобразительному искусству и архитектуре.
– У Вас уже есть продолжатели?
– Да. В этом году дипломную работу будет защищать Алена Филиппова – талантливая девушка, любит архитектурную графику. Она завершает учебу в Московском университете геодезии и картографии, на архитектурном факультете. Еще в одном учебном учреждении Москвы – университете дизайна уже получила образование другая выпускница – Анна Суслова. В прошлом году Алексей Молчанов поступил в Московский институт искусства реставрации. Алексей – целеустремленный молодой человек, после окончания отделения художественно-изобразительного искусства при ДШИ №2 он еще два года занимался в нашей студии. Настя Алферова окончила Тверское художественное училище имени Веницианова, несколько человек обучались дизайнерскому мастерству в КМТТ. Мне кажется, 7-8 человек окончили или еще учатся в высших и средних учебных заведениях по выбранной с детства профессии. В настоящее время заканчивает обучение в изостудии при центре Панкова Артем Рябочкин. Его предпочтение – графика, причем академическая – пером и тушью. Очень упорный, стремящийся к знаниям юноша. Поступить Артем мечтает, так же как и Алексей Молчанов, в ИИР.
– Вы ничего не сказали о Семене Муравьеве, а он участвовал во многих выставках и конкурсах, как городских, так и региональных, всероссийских, и побеждал.
– Знаете, Семен отличный график и, «не боясь цвета», мог работать в смешанной технике. Талантливый парень. Я надеялась, что он будет архитектором или художником-графиком. Занимался у меня Семен около 10 лет. Но всегда говорил, что изобразительное искусство — это для души, стезя для него другая. Семен Муравьев поступил в Российскую таможенную академию. Я же учеников «через колено не ломаю». Гости, посещавшие городские выставки и конкурсы, отмечали талант еще одной воспитанницы – Натальи Хатиной. Наташа прекрасно пишет портреты. А учится сейчас в МИФИ, на факультете прикладной физики.
– Как Вы справляетесь с группой детей и молодежи, если их возраст от 7 до 17? Ведь, если не ошибаюсь, обучаете 30-35 человек?
– Я веду три группы: младшая «Юный художник» (с 7-8 лет) и две другие – средняя, старшая. Программа рассчитана на 5 лет. Не все дети усидчивы, по разным причинам некоторые бросают учебу до срока. Разница в работе, конечно, большая. Если ученикам младшей группы все приходится разъяснять, подсказывать, ведь дома они привыкли только раскрашивать картинки фломастерами, карандашами, то старшие, пройдя определенные этапы, могут уже сами выбирать инструмент и технику. У нас есть утвержденная директором Центра Татьяной Александровной Васюновой, программа, по рекомендациям к ней учу детей работать карандашом: создавать композиции, воплощать фантазии на листе бумаги. Со временем приступаем к краскам: знакомлю с цветом, густотой пастели, масла, преимуществом акварели.
– Вы художник-график. Для учеников Ваша творческая техника является направлением? Обучаете ли детей живописи?
– Конечно, я приношу свои работы в студию, показываю их ребятам, объясняю, чем и как лучше раскрыть взятую за основу тему. Им интересно. Как ни странно, но детям очень нравится рисовать тушью, ручка с пером — уникальный инструмент. Обычно, когда ученики заканчивают свою работу, спрашивают: «А обводить пером будем?» Конечно, обучаю и живописи. Краски любят все. Но познать их тонкость ребята могут только по истечении времени. Нужны большие наработки и умение оценивать свой труд. Среди старших нетрудно распознать, кому ближе графика, кому живопись. Стараюсь поддерживать интерес ребят ко всем техникам.
– Было время, когда Вы сотрудничали с Кимрским театром драмы и комедии. Передаете ли опыт художника по костюмам своим ученикам?
– Все девочки склонны рисовать мультяшных героинь и сказочных принцесс, помогаю им фантазировать. Театральные эскизы у меня сохранились, я их показываю и рассказываю о спектаклях. Дети до определенного возраста свое творчество могут реализовывать только на плоскости, объемные решения – для старших. Поэтому и группы разбиты по возрастам. Старших уже привлекаем к макетированию. На областном конкурсе-выставке «Джаз под пулями» наша студия за коллективную работу получила «Сертификат участника». Прочитав книгу о сформированной в 1941 году в Кимрах 260-й стрелковой дивизии, выполнили макетную панораму и участвовали в выставке «Они сражались за Родину». Старшая группа на «Семейном конкурсе» представляла макет зареченского теремка, за что была удостоена 2-го места. Все работы коллективные. Используем разные материалы: картон, ткань, ленты, рекламную пленку и другие. На встречу со студийцами приходят главный художник-оформитель нашего драмтеатра Галина Хлебородова, художник-график Сергей Бессараб, живописцы Олег Нефедов и Игорь Хохлов. Надеемся, на наши приглашения откликнутся и выпускники студии, ныне обучающиеся или окончившие профильные высшие и средние учебные заведения. Сегодня мы наблюдаем, что дети стали чаще посещать театр.
– Какие еще заслуженные награды получили ваши студийцы?
– В мае этого года в ДК «40 лет Октября» проводилась выставка-конкурс «Венок искусств». Трех первых мест в своих возрастных группах удостоились панковцы: Семен Муравьев – 1-е, Саша Бурова – 2-е, Настя Носачкова – 3-е. В апреле-мае в Москве проходил международный конкурс «Звезды в защиту животных». В нем участвовали шесть моих учеников в возрасте от 7 до 12 лет. В этом году был также объявлен городской конкурс на юбилейный значок в честь 470-летия с момента первого упоминания села Кимра в летописях Ивана Грозного. Макет Семена Муравьева победил. Значок был изготовлен в июне – ко Дню города.
– Валентина Николаевна, что дает детям посещение студии изобразительного искусства?
– Многое. Дети становятся более уверенными в себе, повышают уровень развития и мышления. При работе с различными материалами овладевают разнообразными техниками, учатся терпению и усидчивости, общению в коллективе и занятием одним общим делом, сопереживая, помогают друг другу. Думаю, мы выполняем главную цель учреждения дополнительного образования – помогаем формированию духовной культуры личности, приобщаем ребят к уважению общечеловеческих ценностей. Ну и кому-то предлагаем рассмотреть свое предназначение в жизни – продолжить творческую деятельность. И, конечно, всех – любить искусство!
– Спасибо за интервью.
Поздравляем Валентину Николаевну с юбилеем, желаем здоровья, творческих и педагогических успехов!