Вошли в новое столетие

9 ноября кимряки отметили 100-летие Кимрского краеведческого музея.

На мероприятии, проходившем в его залах, присутствовали те, кто ценит свой край, гордится его знаменитыми людьми, достижениями, творчеством жителей и благодарен хранителям музейных ценностей. В краеведческом музее широко представлено прошлое. Созданы и пользуются успехом все девять залов основной экспозиции и новая экспозиция, открытая в прошлом году. Жители нашего края и гости с интересом посещают разделы: «Боевая слава», мемориальный зал А.Н. Туполева, «Сапожное царство», «История городского и крестьянского быта, начиная с XVIII века» и другие. В залах и запасниках хранятся более 50 тысяч музейных единиц. Площадь современной экспозиции более 770 квадратных метров. Об этом и не только сообщил, открывая юбилейный праздник, директор Кимрского краеведческого музея В.П. Покудин. Владимир Петрович сказал: «В эти дни, прежде всего, вспоминаешь тех, кто принял решение о создании музея и кто стоял у истоков музейного дела в Кимрах».

В тяжелое время – первые месяцы революции и Гражданской войны – по инициативе местной кооперативной организации «Кредитсоюз» в лице А.И. Ечеистова с целью просвещения создали музей. Кимры с петровских времен на всю Россию славились обувным производством, экспонаты обуви были выставлены в зале. В.П. Покудин напомнил имена всех, кто стоял у истоков создания культурного учреждения, перечислил здания, в которых музей размещался до 1939 года. Первым директором был В.М. Комаров, сын настоятеля кимрского Покровского собора, затем музей возглавил Л.Л. Суслов, следующим был А.С. Столяров. Первая реорганизация музея произошла в 1925-26 гг., ему дали новое название «Кооперативный кустарно-производственный и сельскохозяйственный музей Кимрского «Сель-промсоюза». Директором назначили Н.В. Шокина. В 1939 году музей получил в свое распоряжение здание на улице Урицкого, где и находится ныне, впоследствии к нему добавлено здание на ул. Кирова. Сегодня его площадь 2000 кв.метров. В 1977 году прошла еще одна реорганизация – комплекс стал филиалом Тверского государственного объединенного музея. В здании через два года началась реконструкция. В 1981-м состоялось открытие после ремонта. В 1990 году вступила в действие нынешняя, постоянно действующая экспозиция.

Руководители музея последних лет Татьяна Алексеевна Лапшина и сменивший ее Владимир Петрович Покудин проделали огромную работу, чтобы привлечь в его залы как можно больше посетителей. Масштабные изменения произошли за последние три года. По проекту Тверского государственного объединенного музея создана новая экспозиция «Улица «Столица Сапожного царства». Для его осуществления применены современные дизайнерские решения, введены в действие мультимедийные технологии. Финансовую поддержку оказали Министерство культуры РФ, областной комитет по делам культуры, Международный банк реконструкции и развития.

ПОДАРОК – ВЫСТАВКА ПЛАКАТОВ

В честь юбилейного празднования из фондов Государственного центрального музея современной истории России (Москва) привезены и экспонируются в Кимрах плакаты Гражданской войны 1918-1922 гг. Гости, прибывшие в этот день в музей, с огромным интересом рассматривали их. Знакомила с выставкой научный сотрудник музея Т.П. Томилина. Она сказала: «Плакаты тех лет – «художественная энциклопедия», позволяющая нам проникнуться духом того времени – времени величайшего духовного подъема сражающихся за свои идеалы людей, времени жестоких расправ брата над братом». В революции 1917 года и последующей Гражданской войне в разных регионах России главенствовали разные партии. О том, как наглядные работы влияли на сознание человека во времена братоубийственной войны, можно проследить, рассматривая представленные плакаты. Необходимо отметить, что работы, выставленные в музее, подлинные, привезены из спецхрана. Докладчик отметила, что фонды ГЦМСИР владеют не только одной из самых обширных и уникальных коллекций красного плаката, но и плакатами «вражеской стороны». Коллекция стала формироваться в 1922 году. Тогда 12 ноября в залах бывшего Английского клуба на Тверской улице открылась выставка «Красная Москва», посвященная в основном событиям 1917-1921 годов. На ней экспонировались плакаты, предоставленные как советскими издательствами, так и частными коллекционерами. Сначала выставка превратилась в Историко-революционный музей Москвы, а с 1924 года – в Музей революции СССР. Тогда «красные плакаты» выставлялись в залах музея, и многие из них становились учебными пособиями для молодежи. А вот «несоветские» плакаты уничтожали или помещали в спецхран, и долгое время доступ к ним был закрыт как массовому зрителю, так и исследователям. Агитационные плакаты белого движения в большом количестве выпускались на юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Обе стороны не уступали друг другу в живописании ужасов, творимых политическими противниками. Одни выпускали плакаты, посвященные зверствам Колчака в Омске, другие – зверствам большевиков в Харькове и Воронеже. А жестокость реальности заключалась в том, что каждая сторона была права – противостояние двух основных сил в истерзанной России было настолько сильным и кровопролитным, что примеров бесчеловечной расправы и мародерства достаточно как у «красных», так и у «белых». Отметим, плакаты большевиков всё же более насыщены темой, олицетворяющей необходимость революции, а у белогвардейцев даже защита Отечества расплывчата. Нам сегодня предоставлена возможность познакомиться и с теми, и с другими. Плакаты «красных», высмеивая богатых, призывают к содействию армии, отображают ожидаемый триумф победителей. Плакаты «белых» с помощью жанра карикатуры демонстрируют своих врагов в неприглядном виде и тоже призывают народ оказывать содействие армии, не дезертировать из ее рядов.

ПЛАКАТ И ИСКУССТВО ОТОБРАЖЕНИЯ ТЕМЫ

При первом взгляде на плакаты враждующих сторон в глаза бросается единство истоков духовной культуры народа, а также сходство художественного языка. Например, плакатисты по обе стороны баррикад вдохновлялись народной лубочной картинкой и традициями русской иконы. Плакаты «За Единую Россию», «Борьба красного рыцаря с темной силой» и «Казак, ты царей бил…» не только очень похожи по композиции, но и отсылают нас к иконографии Георгия Победоносца, убивающего змея. Влияние на работы народной лубочной картинки так же сильно, как и на плакат К.В. Спасского «Сказ про казака Ерему, попавшего в плен к большевикам». Вообще, подобные издания были очень популярны в обоих лагерях, и это не удивительно, ведь именно лубок – пример того, как можно с помощью психологических нарративных приемов донести до зрителя свои идеи.

ВТОРОЙ – НЕОЖИДАННЫЙ ПОДАРОК

Если о том, что в день празднования 100-летия Кимрского краеведческого музея будет открыта интересная выставка плакатов, кимряки знали из объявлений, то о том, что будет дальше, даже не догадывались. После выступлений Т.П. Томилиной, В.П. Покудина, Т.А. Лапшиной зрителям представили документальный фильм, снятый в 1950-х годах прошлого века немецкими специалистами, работавшими в Савёлове. В те времена средний уровень жизни даже депортированных немцев был существенное выше, чем у обыкновенных советских граждан, и фототехника, в отличие от нас, для них являлась обыденностью. Получасовой фильм, который демонстрировался в музее, можно сказать потряс всех уникальными кадрами, которые навеяли радужные воспоминания в сердцах представителей старшего поколения. Съемки велись в Кимрах, Савёлове, по берегам Волги, Кимрки, а также на окраинах города. Местные жители помнят, как после войны в городе работали немецкие специалисты, в Савёлове после них остались малоквартирные двухэтажные и одноэтажные жилые дома.

ЗВУЧАЛИ СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ

Празднество юбилейной даты завершилось искренними словами благодарности в адрес директора музея и его сотрудников. Гости желали продолжать сохранять исторические ценности на столь высоком уровне, взаимодействовать с всероссийскими турфирмами. Прекрасным подарком для сотрудников музея и гостей было выступление коллектива «Струны души» и его руководителя – заслуженного работника культуры Л.М. Стрельниковой, исполнительское мастерство композитора, музыканта В.В. Борисова и гобоистки Ульяны Сенюк (ученица заслуженного артиста Узбекистана, профессора Р.Р. Сафарова, ДШИ №2). А в «Гостиной купеческого дома» гостей веселили талантливые исполнительницы народных песен – коллектив «Рябинушка», руководитель А.А. Филипенко.

В залах музея и на выставке побывали туристы из Челябинска, Сургута, Химок, Воскресенска, Москвы и других городов.

На снимке: директор краеведческого музея В.П. Покудин и бывший директор музея Т.А. Лапшина.

Оставьте комментарий