Получение инвалидности: вопросы и ответы

Медико-социальная экспертиза: новые подходы, критерии оценки и алгоритм действия пациента.

ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Вы знаете, я сначала сам не поверил в эти цифры, но в Тверской области на начало 2016 года зарегистрировано более 112 тыс. инвалидов различных категорий, в том числе более 4,5 тыс. детей-инвалидов. На первом месте
среди причин инвалидности у взрослых стоят сердечно-сосудистые заболевания, на втором – онкология. Эти две группы составляют 60% всех первичных обращений за получением инвалидности у взрослых. У детей первое место занимают врожденные аномалии, затем идут психические расстройства и болезни нервной системы. Это данные Главного бюро медико-социальной экспертизы по Тверской области. Наверное, сейчас нет необходимости рассуждать о том, насколько эти цифры были бы ниже, если бы к профилактике инвалидизирующих заболеваний и заботе о будущем поколении мы бы относились со всей серьезностью.

ТРИ ДОКУМЕНТА

При обращении в бюро медико-социальной экспертизы за установлением инвалидности необходимо иметь при себе три документа: заявление, которое составляет гражданин или его законный представитель, документ, удостоверяющий личность, и направление на медико-социальную экспертизу из медицинской организации, где человек наблюдается. Особо надо отметить, что это направление пациент получает только после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных процедур. Потому в остром периоде заболевания экспертиза не проводится.

Направление на экспертизу по инвалидности не гарантирует присвоения этой категории, чтобы ни говорил и ни предполагал лечащий врач. По статистике при первичном обращении инвалидность получают около 80% пациентов. Впрочем, могут понадобиться и другие документы, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте.

А СУДЬИ КТО?

Надо ли говорить, что мнения экспертов часто не совпадают с мнениями инвалидов и их близких: есть много заявлений о том, что пациенту присвоили слишком «легкую группу». Да и нередки случаи, когда пациенты с похожими диагнозами получали разную группу, в зависимости о того, какой эксперт принимал решение. Чтобы сделать процедуру установления инвалидности более объективной, прозрачной и понятной, 12 декабря 2015 года Мин-трудом России был издан приказ
№1024н, который жестко регламентирует классификации и критерии инвалидности. Теперь расхождение мнений между экспертами практически исключено.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Для признания гражданина инвалидом необходимо наличие одновременно трех условий: нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничения жизнедеятельности, а также необходимости в мерах социальной защиты.

Алгоритм оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, выражается в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10%: I степень – нарушения в диапазоне от 10 до 30%, II степень – нарушения в диапазоне от 40 до 60%, III степень – нарушения в диапазоне от 70 до 80%, IV степень – нарушения в диапазоне от 90 до 100%. При I степени инвалидность не устанавливается!

Кроме того, новый приказ расширил показания для присвоения категории «ребенок-инвалид» при таких заболеваниях и дефектах, как инсулинзависимый сахарный диабет, протекающий в детском возрасте, и фенилкетонурия.

Новый приказ вовсе не является окончательной редакцией. Мониторинг применения новых классификаций и критериев продолжается и его результаты еже-квартально обобщаются Федеральным бюро медико-социальной экспертизы.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?

Если у вас возникли вопросы по применению новых классификаций и критериев, вы можете обратиться на телефоны «горячей линии»: (4822) 49-35-27 и 58-76-58 или в интернет-приемную специалистов на официальном сайте Главного бюро МСЭ по Тверской области: www.mse69.ru.

В Кимрах бюро МСЭ располагается на ул. Вагжанова, д.2, телефон 8 (48236) 2-27-97.

Оставьте комментарий