Завершился 2011 год – год, объявленный Годом воинской славы Тверской области. И очень важно в заботах и хлопотах по поводу любимых праздников Нового года и Рождества не забывать каждому из нас простые слова: «Жив народ, пока жива его память. Жива страна, пока жив её народ». И поднимая под бой курантов искрящийся бокал, давайте вспомним о тех, кто желал великой стране лучшей доли, кто отдал жизнь за нас с вами.
ХОЛОДНАЯ ЗИМА СОРОК ПЕРВОГО
16 декабря – день освобождения Калинина (ныне Твери). Семьдесят лет назад 5-я стрелковая дивизия, обескровленная приграничными боями в Латвии и Литве и наступательными в районе Старой Руссы, была направлена на передышку под Москву. Однако, не дойдя до места назначения, эшелон с измученными и почти безоружными красноармейцами 12 октября 1941 года был выгружен на станции Калинин. Потрепанная дивизия в тот момент состояла из трёх полков и одного артиллерийского дивизиона, не имела боеприпасов и ощущала нехватку оружия. Заняв оборону в районе деревень Даниловское и Трояново на южных подступах к городу, бойцы приготовились защищать областной центр, но были быстро смяты превосходящими силами врага и отступили к Элеватору на восточной окраине Калинина, понеся большие потери. Вплоть до начала контрнаступления под Москвой 5-я дивизия вела бои в районе Калинина. В то же время жестокие бои шли в районе Конакова, где превосходящим силам противника противостояли части 107-й мотострелковой дивизии.
Прибывшее с Дальнего Востока, это соединение в июле 1941 года выгрузилось на железнодорожном участке Нелидово-Оленино. Совершив 200-километровый марш, дивизия вошла в состав 30-й армии Резервного фронта и заняла оборону на рубеже Белый- Ельня. Бойцам поставили цель выйти к Смоленску, но, понеся большие потери, они задачу выполнить не смогли. К октябрю в составе 107-й мотострелковой дивизии было 125 танков и несколько тысяч человек, к середине ноября осталось 200-300 бойцов и несколько десятков танков. Остатки соединения были выведены в резерв и в дальнейшем принимали участие в обороне Москвы.
Кимры тогда были прифронтовой зоной. В декабре 1941 года в селе Ново-Ивановское (ныне Кимрского, а во время войны Горицкого района) находился 586-й полевой передвижной госпиталь, который принимал солдат с передовой, в том числе из 5-й стрелковой и 107-й мотострелковой дивизий. Умерших от ран бойцов хоронили на сельском кладбище. Судьбу похороненных в одной из братских могил красноармейцев по крупицам собрала кимрячка Ирина Кокуркина.
Зная о том, что история последних дней жизни девяти из десяти бойцов остается неизвестной для родственников, мы приняли решение об этой публикации.
ПАМЯТЬ ЖИВА
Сохранившиеся документы позволяют восстановить боевой путь одного из солдат 5-й стрелковой дивизии. Антюхин Иван Семенович был призван в самом начале войны. А в октябре 41 года красноармеец оказался в списках пропавших без вести. Изучая Книгу памяти Москвы, Ирина обнаружила в одном из томов запись, что Антюхин пропал в октябре у деревни Мишуково Боровского района Калужской области, но в другом томе той же книги написано, что боец умер от ран в декабря 1941 года в передвижном полевом госпитале 586 и похоронен в селе Ново-Ивановское Кимрского района. Последняя запись оказалась верной. Нет сомнений, что дочь Ивана Семеновича знала о месте гибели отца, так как в музее школы в Любучанах Московской области, куда семья Антюхиных переехала в 1933 году, хранятся сведения о земляках, не вернувшихся с фронта. Среди них Антюхин И.С., уроженец Жиздринского района Калужской области. До начала войны Иван Семенович работал грузчиком в гараже местного завода пластмасс. Работники школы рассказали о том, что Екатерина Ивановна, дочь солдата, каждый год в день Победы приходила к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны любучанцам, отдавая дань памяти своему отцу. Но вот съездить к месту реального захоронения ей так и не удалось – в январе этого года Екатерина Ивановна умерла.
У второго бойца из этой дивизии место гибели в Книгах Памяти настолько искажено, что для родных возможности поклониться праху практически не было. В записях значится, что Боровин Григорий Михайлович, 1915 г.р., уроженец села Н.Озерное Илекского района, умер от ран и похоронен в селе Ново-Ивановское Горецкого района Могилевской области. Кимры отправили весточку на родину солдата, к счастью, у Григория Михайловича оказались замечательные земляки, они откликнулись.
Из ответного письма директора музея села Н.Озерное Равили Файзуллиной: «Нашлись родные погибшего Боровина Г.М. – единственная дочь, Вера Григорьевна, внуки и правнуки. Вере Григорьевне было 3 года, когда началась война. Дочь с внучкой живут в Магнитогорске Челябинской области. А внук, бывший подводник, – в Хабаровском крае. Очень благодарны за известие о своем отце, деде, прадеде. Информация о родственниках собиралась по крупицам благодаря односельчанам. Я рада, что удалось узнать о судьбе еще одного солдата Великой Отечественной войны». В селе есть памятник погибшим односельчанам с именем Боровина Г.М.
Жаль, что не удалость выяснить достоверную историю смерти еще одного солдата, похороненного в Ново-Ивановском. В какой воинской части служил Осиповский Виктор Иванович, неизвестно. О нем вообще ничего не известно, только дата смерти. Вместе с тем, на сайте центрального архива Министерства обороны размещена информация по потерям в Великой Отечественной войне, в Книги Памяти Нижегородской области есть запись: Осиповский Виктор Иванович,1922 г.р., уроженец г. Борисов Минской области, умер от ран 10.12.1941 г. Дата смерти совпадала, но этого было недостаточно. Не дал результата и запрос в администрацию Нижегородской области. Поиск продолжили по месту жительства погибшего. На удивление быстро отозвался Борисовский исполком: «В Борисовском районном военном комиссариате имеется следующая информация – Осиповский Виктор Иванович, красноармеец,1922 г.р., место рождения г. Борисов, умер от ран 10.12.1941 г. в 586 подвижном полевом госпитале и извещение о смерти выписывал госпиталь». Кимрский поисковик Ирина Кокуркина рассказала газете, что следующим шагом будет передача имеющихся сведений о месте захоронения Осиповского в город Борисов с просьбой оказать помощь в розыске родственников.
Остальные бойцы, лежащие в общей могиле, – из 107-й мотострелковой дивизии.
Единственным солдатом, который служил там со дня её основания, был Николаев Александр Андреевич. Он же единственный, кто остался для родных почти на 70 лет пропавшим без вести.
В Книге памяти Республики Татарстан значится, что Николаев Александр Андреевич родился в деревне Екатериновка в 1918 году, мобилизован Новошешминским РВК. До призыва в армию в 1939 году Александр Андреевич работал в райпотребсоюзе бухгалтером. Семью создать не успел. После призыва служил в Приморском крае. Одна из его сестер, Анна Андреевна, рассказала: «Я до сих пор помню станцию Гродеково…», действительно, такой населенный пункт есть на Дальнем Востоке.
В своем последнем письме Александр писал: «Много моих товарищей поубивало и ранило, а я живой…». В декабре 41-го солдат умер от ран, полевая почта доставила письмо лишь в январе следующего года. Родные ждали до последнего, верили, что жив…
Брат, сестра, племянники Александра Николаева живут в Москве. Они и не предполагали, что до последнего пристанища солдата менее двухсот километров. Анна Андреевна живет в Нижнекамске, ей восьмой десяток. Мечтает приехать, поклониться брату.
У двоих бойцов местом захоронения указано село Ново-Ивановское Андреапольского района.
Антонов Никита Васильевич,1909 г.р., умер 14.12.41 г. Место жительства до призыва: Калужская область, Ферзиковский район, Кривцовское сельское поселение. Розыск родственников ведется.
Аржанников (в паспорте захоронения Аржанник) Василий Антонович,1900 г.р., умер 13.12.41 г., место жительства до призыва Новосибирская область, Венгеровский район, деревня Староложниково. Благодаря администрации Венгеровского района удалось найти внучку брата красноармейца – Альбину Михайловну. Строчки из её письма: «… Очень рады мы, что он не без вести пропавший, а похоронен. В годы войны я была еще маленькой, но помню, как горевали мои дедушка с бабушкой и ждали весточку, а когда закончилась война, дедушка мой – Пантелей Антонович, часто вспоминал о своем брате. Его ждали домой, но так и не дождались. А фамилия Василия Антоновича правильная Аржанников, родился он в деревне Лисино Венгеровского района. Очень хочу побывать на могиле, посмотреть, где родственник похоронен».
Интересна судьба Еремина Сергея Антоновича (дата смерти 10.12.41 г.), в день ранения, по ошибке, писарь дивизии записал его в списки погибших и похороненных в деревне Вараксино Конаковского района. В Книге памяти Московской области записано, что Еремин Сергей Антонович,1902 г.р., красноармеец, 237 мсп 107 мсд, погиб в бою 9.12.1941года. Похоронен в деревне Вараксино Конаковского района Тверской области. Вот только дочь солдата, Валентина Сергеевна, рассказала, что о записи в Книге памяти родные не знали, в Вараксино не ездили. Была лишь похоронка из госпиталя, зимой принесли, мама печку топила. В ней сказано, что был ранен, остался без ног, умер. А где – не указано. На следующий день принесли похоронку на старшего сына, Николая. Осталась Татьяна Ивановна, вдова погибшего, с пятью детишками. Очень тяжело было… После войны пытались узнать, где похоронен отец, – не получилось.
Не удалось найти никаких сведений и о Касмовиче Александре Александровиче (9.12.41 г.) и Долгашеве Дмитрии Ивановиче (умер 11.12.41 г.). Возможно, с помощью письменного запроса в архив Подольска удастся узнать, откуда бойцы и найти родственников.
Последний из Ново-Ивановской братской могилы, о ком тоже сведений нет, – Иванов Алексей Иванович (умер 10.12.41 г.). Несмотря на «редкую» фамилию, кажется, его личность удалось установить. По окончании войны военкоматы проводили подворовый опрос, выясняли, кто у кого не вернулся с войны. Госслужащие собирали данные о том, когда было последнее письмо, из какой воинской части и т.д…
В донесении Брусовского РВК (Удомельский район) пропавшим без вести числится Иванов Алексей Иванович, 1914 (12) г.р., призван 16.10.1941 г., воинский адрес по последнему письму: Калинин, направлен в 237 сп, дата 1.01.1942 г. В данном случае существует лишь один вариант – 237-й мотострелковый полк. А письмо могло быть отправлено из Калинина только после освобождения города.
Ирина Кокуркина попросила на страницах газеты выразить благодарность тем, кто оказал помощь в получении информации о солдатах: Кимрскому военкомату в лице Геннадия Ивановича Лебедева и директору краеведческого музея Владимиру Петровичу Покудину.
Мы обращаемся к нашим землякам, жителям Кимрского района: «Знайте! Это не безымянная могила. У солдат есть имена, у них остались семьи, которые не дождались своих родных с войны, но спустя 70 лет помнят, любят и скорбят…»
Поиск ведет Ирина Кокуркина
Подготовил Дмитрий СТУПИН
Здравствуйте!У меня информация для Ирины Кокуркиной,которая спрашивает, где похоронен Шакирин Николай Васильевич 1922г.р.Мой отец Шакирин Александр Петрович-троюродный брат Николая Васильевича..Он похоронен в Молдавии село Фештелица Суворовского района.Место службы 4-я гв.стрелковая дивизия,гвардии капитан,умер от ран 22.08.1944 г.Как рассказывает отец,он помнит,как родные ездили в Молдавию на могилку.Николай Васильевич принял огонь на себя и был сильно ранен.В селе ему стоит бюст.А еще отец сказал,что в 1945 году вышла книга ,на обложке которой было фото памятника-бюста.Вот теперь я буду искать эту книгу.С уважением Егорова Елена.
Здравствуйте, Елена! Спасибо, что откликнулись.
К сожалению, представитель Молдовы из открытой темы внезапно исчез. Исходя из той информации, которая им же размещена в декабре 2011 года, сохранность захоронения далека от идеальной. Сведения о многих погибших утрачены. Остался ли бюст Вашему героическому родственнику, тоже вопрос открытый. Но, думаю, что в 45-м стране было не до установки бюстов и памятников, все было гораздо позже…
Добавлю, что гвардии капитан Шакирин Н.В. был награжден медалью «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом Красной Звезды.