Калининские чекисты в годы Великой Отечественной войны

Тверь – современный развивающийся областной центр. Трудно себе представить, что в годы Великой Отечественной войны этот город, бывший Калинин, был захвачен немецкими оккупантами, подвергался бомбёжке, по его улицам ходили фашистские захватчики и расстреливали мирных жителей. Мало сейчас уже осталось людей, кто воочию видел и пережил всё это, но до настоящего времени сохранились документы и фотографии – свидетели  сурового военного времени.Большой вклад в оборону и освобождение областного центра внесли калининские чекисты. С учётом большой важности и секретности задач, стоящих перед органами Службы безопасности, о них не было возможности писать раньше, как не принято было и говорить о тех специальных заданиях, которые они выполняли. И лишь спустя почти 70 лет мы можем назвать их имена и оценить всю значимость проводившейся работы, которая подтверждается рассекреченными в настоящее время документальными материалами.

Защищая Калинин

С началом войны сотрудники органов Государственной безопасности и внутренних дел  вступили в труднейший поединок с вражеской разведкой. На фронте они ограждали наши войска и штабы от проникновения агентуры немецкой разведки. В советском тылу вели розыск вражеских агентов, диверсантов, террористов и пресекали их подрывную деятельность. «Невидимый фронт» проходил и по тылам противника, где отечественные спецслужбы сами проводили разведывательную и контрразведывательную работу, собирали важную информацию о дислокации, численном составе, вооружении и передвижении соединений врага.

Фашистское командование придавало захвату Калинина большое значение, намереваясь создать там опорный пункт для последующего захвата Москвы и Ленинграда. С начала осени 1941 года Калинин стал прифронтовым городом и подвергался систематическим налётам немецкой авиации. 10 октября 1941 года войска Вермахта в составе 3-й танковой группы и 9-й армии группы «Центр» начали наступление, нанося главный удар в направлении Калинина и Ржева. Здесь гитлеровцы сосредоточили до четверти своих сил, предназначенных для захвата Москвы. За несколько дней враг захватил Зубцов, Старицу и Ржев. 14 октября немцы ворвались в Калинин. Всего около сотни километров отделяло фашистские войска от Кимр.

В оккупированных районах области, в том числе и в Калинине, гитлеровцами была создана сеть разведывательных и контрразведывательных органов. Основное место среди них занимала так называемая «Зондер-команда 7-А» айнзацгруппы «Б» СД. Этот орган проводил также активную карательную деятельность. В Калинин эта команда прибыла в конце октября 1941 года и разместилась в здании горсовета. В его подвальном помещении гитлеровцами была оборудована тюрьма, в которой содержались советские граждане. Наряду с этим в Калининской области действовала «Абвергруппа 113», особая команда «Цеппелин», «Абвергруппа 109» и многие другие спецподразделения гитлеровцев.

Организация борьбы против такого сильного и коварного врага потребовала полного напряжения всех сил и воли чекистов.

Ниже приводится рассказ об одной из виртуозных операций, в результате которой наши разведчики проникли в самые сокровенные тайны противника, добывая важнейшую информацию, что сыграло существенную роль в освобождении Калинина.

Операция Зои Воскресенской

Имя Зои Воскресенской хорошо известно у нас в стране как детского и юношеского писателя. У людей послевоенного поколения оно вызывает особо трепетные воспоминания: многим полюбились повести и рассказы о советских детях, программная  школьная литература. Так сложилось, что её судьба тесно переплелась с судьбой Тверского края.

Зоя Ивановна – лауреат Государственной и ряда литературных премий, автор книг, переведённых на многие языки. Её книги издавались немыслимым тиражом – 21 миллион 642 тысячи экземпляров. И лишь самые близкие люди и товарищи по работе знали, что Зоя Ивановна, прежде чем стать знаменитым писателем, двадцать пять лет прослужила в органах советской внешней разведки.

Как свидетельствуют исторические документы, с ноября 1940 года Зоя Вознесенская-Рыбкина принимала участие в деле под названием «Затея», в котором сосредотачивались информационные материалы о подготовке Германии к войне против Советского Союза. С помощью этого дела было легче регулярно  следить за развитием немецкой политики, в частности, за её возрастающей агрессивностью, и корректировать нашему правительству свою позицию по отношению к Гитлеру.

С первых дней Великой Отечественной войны Воскресенская-Рыбкина являлась сотрудницей Особой группы, которая занималась подбором, организацией, обучением и переброской в тыл врага диверсионных и разведывательных отрядов. Она стала одним из создателей первого партизанского отряда, была причастна к организации и заброске в тыл противника одной из первых разведывательных групп, которая работала под необычным, церковным, прикрытием. Эта группа была направлена в Калинин, который немцы вскоре заняли.

Вот как впоследствии Зоя Воскресенская вспоминает об этом в своих мемуарах: «Злодеяния гитлеровцев начались с первого часа их появления в городе. На улицах  то и дело возникала стрельба, одиночная и автоматная. Под угрозой смерти жителей согнали на центральную площадь и на их глазах на виселице казнили обнаруженных коммунистов и партизан. Город находился в руках оккупантов два месяца, это были адовы дни».

Всё это время разведгруппа  (а для всех – помощники владыки епископа Василия – Васько и Михась) оперативно выполняли задание: выявляли пособников оккупантов, собирали материалы о численности  и расположении немецких штабов, складов и баз с военным имуществом, вели учёт прибывающих пополнений. Собранные сведения немедленно передавала в Центр радистка Марта.

Результат работы разведгруппы был убедительным. Кроме ранее переданных шифрованных радиодонесений Васько и Михась доложили, что ими выявлено более тридцати агентов гестапо, составлен перечень и указаны места тайных складов оружия: гитлеровцы, видимо, ещё надеялись вернуться в город.

Патриотический подвиг епископа Василия Ратмирова был высоко оценён. За то, что он проявил мужество и не бросил в трудный час свою паству, решением Синода ему присвоен сан архиепископа. От советской разведки Василий Михайлович получил в знак благодарности золотые часы.  Васько (подполковник УНКВД Василий Михайлович Иванов), Михась (сержант истребительного батальона войск НКВД Иван Васильевич Куликов) и Марта (радистка-шифровальщица Анна Баженова) были награждены орденами «Знак почёта»».

С архивными материалами УФСБ России  по Тверской области работала Елена Никулина

1 комментарий к “Калининские чекисты в годы Великой Отечественной войны”

  1. очень интересно,Воскресенсую писательницу знал, а про чекистку впервые

Оставьте комментарий